РИЯЪ – ПОКАЗУХА
Сегодня мы поговорим об одной из самых
опасных болезней души, наших сердец после
зависти – это рияъ. Рияъ – это тайный ширк,
т.е. допущение соучастника в элементах
поклонения АЛЛАГЬУ, поклонение другому или
поклонение с другим иным намерением. Когда
человек в своих деяниях или г1ибадате
допускает участие человека, т.е. во имя того,
чтобы понравиться человеку, людям, изучение
г1ельму во имя того, чтобы тебя уважали,
чтобы разбогатеть, иметь какой-то сан или
должность, почитание окружающими и
знакомыми, или использовать Ислам для
достижения, решения жизненных проблем –
это все есть Рияъ.
Каждый из
нас попадает в Рияъ. Никто не попал в
неверие (г1асими), кроме, как из-за людей и
людских соблазнов. Если внимательно
проанализировать г1ибадат и деяние каждого
из нас, то при этом можно обнаружить, можно
поймать себя на том, что знание которое мы
получаем, г1ибадат (поклонение) которое мы
делаем в большинстве своем делается для
показухи, для их похвалы. А что касается
обычного благодеяния это без всякого
сомнения содержит Рияъ, следовательно оно
пропадает! Подтверждением этому может
служить, то, что происходит с некоторыми
шагьидами (борцами за веру):
АЛЛАГЬУ ТАГ1АЛА
говорит шагьиду в Судный день: ''Ты иди в Ад!''
Шагьид говорит: ''О мой АЛЛАГЬ! Меня я погиб
на войне за веру, защищая путь, данный ТОБОЮ''.
АЛЛАГЬ говорит ему: ''Ты так старался, чтобы
показать свою храбрость и мужество и ты
получил его еще при жизни – назвали тебя
храбрецом, героем и от меня тебе больше
ничего нет''.
ВСЕВЫШНИЙ
АЛЛАГЬ говорит в священном Коране: ''Кто
чает встретить АЛЛАГЬА своего, тот пусть
делает дела добрые, поклоняясь АЛЛАГЬУ
своему пусть не признает никого
соучастником ЕМУ''.
Вагьабисты
обычно приводят этот аят из Корана и
говорят: вот видите, кроме как АЛЛАГЬУ
поклоняться нельзя и обращаться нельзя и т.д.
Но это очевидно каждому нормальному
человеку, что никто не поклоняется, не
молится другому кроме АЛЛАГЬУ и тем более,
не допускают наличие каких-либо
соучастников. Смысл этого аята поясняет
великий Шейх из Черкея Саг1ид Афанди (къ.с.) (да
сохранит АЛЛАГЬ его и нас и даст баракат его
для нас и нашим родным!) в книге «Вопрос и
ответ».
Жуидуб
ибн Зугьайри сказал Пророку(с.т.гI.в.):
''О посланник АЛЛАГЬА! Я совершаю какое-нибудь
хорошее деяние во имя АЛЛАГЬА. При этом,
когда об этом узнают или увидят хоть один из
людей, я от этого радуюсь, мне это нравится''.
Тогда Пророк (с.т.гI.в.)
сказал: ''АЛЛАГЬ не принимает те деяния, в
которых имеется любой другой интерес кроме
довольства АЛЛАГЬА''. Подтверждением
сказанного Пророком (с.т.гI.в.)
в адрес этого асх1аба и ниспослан выше
приведенный аят Корана.
Посланник
АЛЛАГЬА (с.т.гI.в.)
сказал: ''Остерегайтесь вы от малого ширка''.
Его спросили: ''Что такое малый ширк''. Он
ответи: ''Это рияъ!''
Этот
аят требует от нас г1елму-г1амал (знание-поклонение),
чтобы мы сделали не ради популярности,
известности, видимости и ради того, чтобы
этим самым облегчить себе жизнь. Вот такое
чистое, искреннее намерение называется
Ихлясом. Таким образом г1амал-г1ибадат
сделанный только в Ихласе АЛЛАГЬ и
принимает у нас. Чтобы к этому прийти без
всякого сомнения нужен духовный наставник
– устаз.
Есть
три уровня нашего поклонения (нашего г1ибадата).
Самый низкий уровень – поклонение и
совершение деяний ради благополучия на
этом свете, ради удачи, ради того, чтобы был
достаток, ради защиты от несчастий. Второй
уровень – поклонение и совершение
богоугодных деяний ради достижения рая на
том свете и убережения от огня Ада. Третий
уровень наших поклонений – это не имея ни
каких жизненных интересов поклоняться и
совершать деяния только ради довольства
АЛЛАГЬА. Так вот АЛЛАГЬ
от нас в том аяте требует г1амала и г1ибадата
в котором нет Рияъ – сумг1ата, т.е. требует
искреннего поклонения, поклонения третьего
уровня. В состоянии ли каждый из нас это
обеспечить, самостоятельно конечно же нет!
И поэтому, от самого Пророка (с.т.гI.в.)
начиная и по сей день, есть те, которые учат
нас этому, и их мы называем устазами, их
деятельность – тарикъатом.
Пророк
(с.т.гI.в.)
сказал: ''В Судный день со стороны АЛЛАГЬА
говорят: В поклонении АЛЛАГЬУ кто кого
сделал соучастником, тот за
вознаграждением пусть идет к нему''. То есть,
если кто-нибудь из нас совершил какое-нибудь
деяние (доброе дело) или поклонение (совершил
намаз, ездил в х1адж, выдавал милостыню и т.д.)
ради того, чтобы прославиться, ради
престижа, ради славы и уважения, то пусть
пойдет к тому, перед кем он рисовался, и
у него пусть берет за это вознаграждение.
Один человек рано вставал и читал Коран, но
как-то раз он услышал, что встал и сосед,
тогда он, чтобы услышал сосед, что он читает
Коран, повысил голос. Видит он сон, видит ему
дают вознаграждение за чтение Корана, но
определенную часть не дают, и он говорит: ''Я
ведь эту часть тоже читал!'' ''За эту часть ты
проси вознаграждение у соседа!'' – ответил
голос.
Также
Пророк наш (с.т.гI.в.)
сказал: ''Того, кто делает г1ибадат-г1амал (поклонение-деяние)
ради показухи и славы его АЛЛАГЬ в Судный
день показывает всему народу обличив его,
унизив его''. Комментируя смысл
приведенного выше аята один из выдающихся
авлияов Зу-Нунил-Мисрил (р.г1.)(Да смилуется
над ним АЛЛАГЬ), пишет СагIид-Афанди
из Чиркея (Да сохранит его АЛЛАГЬ), что в
повелении к нам, рабам своим АЛЛАГЬ (преславен
он и возвышен) говорит, чтобы мы поклонялись
без рияъ. Также Абу-Г1ибадуллагьил-Къарашийи
великий шейх сказал: ''Праведными деяниями
называют те деяния, в которых нет доли для
удовольствия тела (нафса) и в которых нет
каких-либо других интересов, связанных с
поощрением, и совершенные только
исключительно ради АЛЛАГЬА, ЕГО довольства
и приближения к НЕМУ''. Такой большой теолог-ученный
говорит, что лучшее поклонение это в явном (загьире)
и в тайном-духовном (бат1иие) строго
следовать за Пророком Мух1аммадом (с.т.гI.в.)
и Его сунной.
Г1убадат
сын Самата (р.г1) передал, что Пророк (с.т.гI.в.)
сказал: ''Кто совершает намаз или соблюдает
пост для показухи – это тот, у которого в
поклонении (г1ибадате) имеется ширк (ай
соучастник)'' – и затем Он прочитал выше
приведенный аят.
В
другом х1адисе Пророк (с.т.гI.в.)
сказал: ''Кто делает г1ибадат из-за рияъ, кто
поклоняется из-за показухи ему рай запрещен''.
В
другом х1адисе сказано: ''Внутри Ада есть
одна пропасть и каждый день Ад в сотни раз
просит у АЛЛАГЬА беречь себя от этой
пропасти. И эта пропасть уготована для
обладателей рияъ''.
В
другом х1адисе сказано: ''Когда но сказал
своим сподвижникам-асх1абам то за что я
больше всего беспокоюсь за умму – это
тайный ширк. Они спросили: ''Я Посланник
АЛЛАГЬА, что же это такое тайный ширк?''
Пророк (с.т.гI.в.)
ответил: ''Это рияъ!'' Это очень огорчило асх1абов.
Увидев их огорчение и видя грозящей
опасности Пророк (с.т.гI.в.)
сказал: ''Хотите я вас научу тому, что может
вам помочь, защитить вас от тайного ширка и
прочитал следующее:
''О
мой АЛЛАГЬ, я ТОБОЙ прошу защити и сохрани
меня от ширка к тебе и ширка в моих
поклонениях ТЕБЕ по знанию и незнанию
сделанного мною. И я прошу простить меня''.
Да
убережет АЛЛАГЬ нас и простит нам наши
грехи и да поможет, наставить.
Амин.
|