Адабы
к речи, произносимой на традиционных
встречах
1.
Надо вести разговор не слишком приниженным
и не слишком повышенным тоном так, чтобы
аудитория могла слышать и понимать о чем
идет речь. В Хадисе сказано: "Речь Пророка
(мир Ему и благословение) звучала по-разному,
понятно для всех".
2.
В адабы речи входит: слушать говорящего, не
перебивать его, не обвинять его в лжи, не
считать его мысль глупой. Если есть
необходимость просветить его в канонах
шариата, надо делать это с максимальным
тактом, с пониманием друг друга.
3.
На каждом маджлисе нужно выполнять его
обязательства: шутить там, где это уместно,
не смеяться тогда, когда все опечалены, надо
понять и войти в их состояние. Там, где
присутствуют женщины или родственники жены
нельзя вести разговоры о супружеских
отношениях.. В каждом месте надо говорить о
том, что соответствует этому месту.
Сподвижник Али (пусть будет доволен им Аллаh)
сказал: "Меня часто одолевала
непроходимость кишечника, я постеснялся
спросить у Пророка (мир Ему и благословение),
Его дочь была замужем за меня, я отправил
спросить Его об этом микъдада (
)".
4.
Не надо много говорить и говорить без
пользы. Надо вести такую речь, чтобы она
могла принести пользу для обоих миров. В
Хадисе сказано: "Уход от бесполезного
является красивой Исламской чертой
человека". Ибраhим Бину Адhам сказал: "Две
вещи разлагают человека: увеличение
материальных благ и разговоров". В Хадисе
сказано: "У того, чья речь удлинилась,
увеличиваются ошибки, у того, у кого
увеличиваются ошибки, увеличиваются грехи,
тот же, чьи грехи увеличиваются, достоин
огня".
5.
Нельзя долго говорить о себе, о личном деле,
о своих способностях, семье - близких. У
одного мудреца спросили: "Что является
верным, но скверным?". Он ответил: "Хвала,
которую человек адресует себе". В Коране
есть аят с таким смыслом: "Вы не хвалите
свои нафсы, воистину Всевышний Аллаh знает
тех, кто боятся Его". Сура "Аннаж",
аят32.
6.
Речь, которая ведется должна быть связана с
чем-либо хорошим, полезным, с сочувствием к
родителям, со связью с родственниками, с
компромиссом между людьми, с призывом к
религии Аллаhа, с повелением к добру и
отзывом от зла. В Хадисе сказано: "Тот, кто
верит в Аллаhа и в Вечную жизнь пусть
говорит о хорошем или молчит". В Коране
также есть аят с таким смыслом: "В многих
речах, которые вы ведете нет пользы, кроме
как в речи человека, который совершает
милостыню, благое, создает между людьми
компромиссные отношения (маслиат)". Сура
"Аннисаъ, аят 114. В другом аяте есть еще
такой смысл: "О верующие, когда вы
шепчетесь друг с другом, не говорите о
насилии, о том, что восстает против Расула (Посланника,
мир Ему и благословение), вы шепчитесь о
хорошем, о выполнении повелений Всевышнего,
вы вернетесь ко Мне, бойтесь Аллаhа". Сура
"Альмужадалат", аят 9.
7.
До тех пор, пока услышанное слово не
удостоверится, нельзя говорить о нем всюду.
Если нет разрешения человека, который
поведал вам какую-либо тайну нельзя
раскрывать ее. В Хадисе сказано: "Рассказывать
обо всем услышанном, является очень
порицаемым грехом человека". В Коране
есть аят с таким смыслом: "Человек не
произносит ни одно слово так, чтобы рядом с
ним не присутствовали ангелы Ракиб и Атид".
Сура "Каф", аят 18.
8.
Нужно отказаться от привычек жевать жвачку,
грызть семечки во время разговора, ибо в
этом есть момент несерьезного отношения к
говорящему. В этом также есть отдаление
человека от хорошего поведения.
9.
Надо стараться не смеяться часто, это
заставляет забывать ахират и разрушает
сердце.
10.
Нужно отдалиться от маджлисов, на которых
ведется много споров, сплетен, разговоров,
порицающих религию и религиозных людей.
Однако, если есть возможность прекратить
подобные деяния можно пойти на такие
встречи. В Хадисе сказано: "Кто бы ни был
тот, кто, зная о своей правоте, прекратил
споры, Аллаh построит для него дом
посередине или на краю Рая".
Некоторые
полезные назидания, связанные с темой,
взятые из Корана - Хадисов и прежних
ощущений:
1)
Отодвинь добром зло, тот, кто враждует с
тобой, обернется другом.(Смысл аята 22 / 96).
2)
Проводить, сказав доброе слово и простив
лучше, нежели обидеть и дать милостыню. (Смысл
аята 2 / 263).
3)
Аллаh не любит, когда кричат истошными
криками, если только не кричит тот, кто
подвергся насилию. (Смысл аята 7 / 148).
4)
Ты скажи: О мой Господин увеличь мои знания.
(Смысл аята 20 / 114).
5)
Не говори родителям, что они тебе надоели,
не кричи на них, говори с ними ласковым
языком, опусти для них крыло сочувствия, ты
проси так: "О мой Аллаh, смилуйся над ними,
также как они вырастили меня". (Смысл аята
17 / 23).
6)
Принижай тон своего голоса, ибо самый
неприятный голос - ослиный. (Смысл аята 31 / 19).
7)
Молчание является проявлением ума и
упованием (таваккал), однако таких людей
мало. (Хадис передан Дойлами от Байhаки).
8)
Тому, кто убережет то, что находится между
обеими челюстями и ногами "Я возьмусь
добыть Рай". (Хадис передал Бухари).
9)
Язык есть то, что опрокидывает людей в Ад. (Хадис
передан Тирмизи).
10)
У раба не исправляется характер до тех пор
пока не исправится вера, также как не
исправляется сердце, пока не исправится
язык.(Хадис передан Тирмизи).
11)
Многие ошибки человека случаются из-за
языка. (Хадис передан Байhаки).
12)
Самое легкое служение это молчание и
красивый нрав. (Хадис передан Абу Ддуня).
13)
Пусть Аллаh убережет от человека, который
получил богатства за то, что говорил
хорошее, или спасся от того, что молчал. (Рассказали
Байhаки и Абу Ддуня).
14)
Пророк Сулейман (мир Ему) сказал: "Если бы
речь была серебром, молчание было бы тогда
золотом".
15)
Убереги свой язык от плохого, этим ты
победишь шайтана. (Хадис передан Табрани).
16)
Красота Ислама в человеке выражается в
отказе от всего, что не приносит пользы. (Хадис
передан Тирмизи).
17)
Язык верующего находится за сердцем (имеется
в виду, что он не говорит пока не подумает),
язык же неверного (мунафика) находится
перед сердцем. (Хадис передан Харити).
18)
Большим счастьем обладает тот, кто раздает
излишек в богатстве, оставляя себе самое
необходимое, и оставляет в себе лишнее в
речи, говоря только о самом необходимом. (Хадис
рассказал Байhаки).
19)
Случается так, что человек произносит что-либо,
не предполагая, что это что-нибудь
значительное, а сказанное может стать
причиной его спасения в Судный День. Также
человек может произнести что-либо, не
придавая значения сказанному, а в итоге
может случиться так, что из-за сказанного он
вызовет Гнев Аллаhа. (Хасанул Сакик).
20)
После того, как Всевышний направил на путь
Истины народ, они не попали в заблуждение,
кроме как когда начали спорить. (Достоверный
Хадис, передан Тирмизи).
21)
Человек, который более всего ненавистен
Всевышнему Аллаhу тот, кто спорит, упрямо
стоя на своем. (Хадис передал Бухари).
22)
Хорошее слово тоже является милостыней. (Хадис
передан Муслимом).
23)
Прозрейте! Погибли те люди, которые
говорили, не соблюдая граней, выходя за все
рамки дозволенного. (Хадис).
24)
Рай является запретным для того, кто
сквернословит. (Хадис передал Абу Давуд).
25)
Проклинать верующего является деянием
развращенного человека, убийство верующего
- это куфр (неверие). (Хадис передан Бухари и
Муслимом).
26)
Двое, которые ниспосылают друг на друга
проклятия, являются двумя шайтанами,
которые накидываются друг на друга. (Хадис
рассказал Абу Давуд).
27)
Тот, кто проклинает своих родителей
является шайтаном - Хадис передан Ахмадом и
Табрани. Человек, который ниспосылает
проклятие своим родителям, уподобляется
тому, кто проклинает чужих родителей и
заставляет чужих проклинать своих
родителей.
28)
Самые лучшие люди те, которые дают
пересохнуть языку, упоминая Аллаhа. Хадис.
29)
Верующий не может ниспосылать проклятия. (Хадис
передан Тирмизи).
30)
Когда один человек обвинит другого в
неверие (куфре), то не спасется один из них
от неверия. Если тот, на кого оно было
возведено, окажется чистым от куфра,
обвинивший сам попадет в куфр. (Хадис
передан Бухари и Муслимом).
31)
Не упоминайте своих близких, кроме как
хорошими воспоминаниями. (Хадис рассказал
Нисайи).
32)
"Я тоже шучу, но только через истину". (Хадис
передал Тирмизи).
33)
Один человек говорит с целью рассмешить
окружающих его друзей, из-за этого он падает
в огонь, еще дальше, чем находится огонь "Сураяя".
(Хадис передали Бухари и Муслим).
34)
Если кто-то обвинит своего брата в грехе, в
котором тот раскаялся, он не умрет пока сам
не совершит этот грех. (Хадис рассказал
Тирмизи).
35)
Несмотря на то, что человек утверждает, что
соблюдает пост, совершает намаз , он
является лицемером (мунафиком) если в нем
три вещи: ложь в речах, не соблюдение
уговоров, а также если он подводит в доверие,
оказанном ему. (Хадис передали Бухари и
Муслим).
36)
Ложь, является одной из ворот лицемерия. (Хадис
рассказал Ибну Аддуюн).
37)
Всевышний не посмотрит на того, кто лживыми
клятвами продает свой товар. (Хадис передал
Муслим).
38)
Примиряй людей, даже если для этого
понадобится сказать неправду. (Хадис
передан Табрани).
39)
Риба* имеет двенадцать видов, самое меньшее
из них подобно совершению прелюбодеяния по
отношению к матери, клевета на брата по вере,
является самым большим риба.
40)
Того, кто бережет от клеветы своего брата по
вере, который находится далеко, Всевышний
отдаляет от Ада. (Хадис передали Ахмад и
Табрани).
41)
Значение вашей сплетни за спиной своего
брата заключается в том, что вы просите
очистить его от грехов. (Хадис рассказал
Ибну Абу Ддуня).
42)
Не войдет в Рай сплетник. (Хадис передали
Бухари и Муслим).
43)
Не может быть в почете возле Всевышнего
двуличный человек. Хадис.
44)
Имам Газали сказал: разговор бывает четырех
типов:
а) приносящий только
вред
б) приносящий только
пользу
в) приносящий и
пользу и вред или же не приносящий ни того,
ни другого.
Необходимо
перестать вести разговоры, которые
приносят только вред, которые приносят и
вред и пользу вместе, ибо известно, что
вреда все равно всегда бывает больше. Также
не нужно вести разговоров , которые не
приносят ни пользы, ни вреда, ибо это
бесполезная трата времени. Надо вести
разговоры, которые приносят только пользу.
45)
Однажды встретились четыре хана из Индии,
Китая, Рима и Персии. Один из них сказал: "Я
никогда не был опечален, кроме как от
сказанного слова". Второй сказал: "Вырвавшееся
из уст слово становится ханом надо мной".
Третий сказал так: "У меня вызывает
удивление говорящий человек, ибо если
разговор обернется наоборот, он может
принести ему вред, если же нет, он все равно
не приносит пользы". Четвертый сказал:
"Мне легче вернуть не сказанное слово,
нежели сказанное".
46)
В Коране есть аят с таким смыслом: "Многие
разговоры, которые ведут люди, не приносят
пользы, кроме как милостыни, хороших деяний,
и речей, ведущих к компромиссу между людьми".
Пусть
Всевышний поможет вести только те речи,
которые могут принести нам пользу, и
отказаться от того, что приносит нам вред!
|