Адабы
Маджлиса
В
современных маджлисах (встречах) часто
отсутствуют шариатские грани. Мужчины и
женщины сидят вместе за столом, пьют, громко
говорят, смеются, критикуют людей, не
соблюдают такта ухода из дома и возвращения.
Говоря кратко, люди собирают порочные
маджлисы, которые и на этом свете приносят
вред обществу и себе, и которые могут
причиной для обречения на муки в Вечной
Жизни. Исламская религия указала порядок во
всем обустройстве человеческой жизни, и
если следовать этим указаниям, они
обернутся в пользу для себя и для людей, а
также в Вечные блага. По этой причине мне
хотелось бы рассказать здесь о адабах
проведения маджлисов.:
1.
Придя на маджлис желательно прочитать
следующую мольбу: "Аллаhумма инни
асъалука хайрал мавлижи ва хайрал махражи
бисмиллаhи валажна ва бисмиллаhи харажна ва
гIала раббина таваккална". Так сказано в
Священном Хадисе.
2.
Если, придя на маджлис, вы обнаружите, что
это общая встреча, присядьте где-нибудь на
краю, на свободном месте. Или же, если есть
специальное место приготовленное для вас
хозяином дома или лектором, следящим за
порядком в зале, тогда надо сесть именно там.
Если же это узкий маджлис, и мало
присутствующих, надо приветствовать всех,
пожать руки, а потом сесть с краю на
свободное место. Сподвижник Пророка (мир
Ему и благословение) Жабир (пусть Алла будет
доволен им) сказал: "Во времена Пророка (мир
Ему и благословение) мы садились на
маджлисах там, где свободно". Хадис
передал Абу Давуд. Если есть необходимость
покинуть маджлис, надо попросить на то
позволения и уйти поприветствовав всех
присутствующих.
3.
Не считается адабом садиться: разделяя двух
людей, без их разрешения. Однако если между
ними есть свободное место, тогда можно
сесть. В Хадисе сказано: "Не дозволено
разделять двух людей без их позволения".
4.
Также не считается адабом поднимать кого-то
и садиться на его место, по возможности
лучше попросить подвинуться и сеть на
образовавшееся место. В Хадисе сказано: "Не
поднимайте никого для того, чтобы сесть на
его место, однако создавайте друг для друга
простор".
5.
Не входит в адабы и случай, когда все сидят в
кругу, а вы присаживаетесь отдельно ото
всех внутри круга, есть Хадис, который
гласит, что Пророк (мир Ему и благословение)
проклял такого человека.
6.
Нельзя садиться
так, чтобы создавать дискомфорт окружающим,
лежать, в то время, когда другие сидят, или
вытягивать ноги в их сторону, если на то нет
особой причины.
7.
Если по какой-то причине кто-либо покинул
маджлис, нельзя занимать его место, не
уверившись в том, что он не вернется обратно.
Если же он вернулся, после того вы заняли
место, на котором он сидел, надо освободить
его. В Хадисе сказано: "Если кто-то из вас
встал и покинул место, на котором сидел и
снова вернулся, он является достойным и
подходящим для своего места".
8.
Если на маджлисе три человека, шепот двоих
из них между собой является не адабом, ибо
третий может засомневаться в том, что он
может являться объектом шепота, или же
просто он может заскучать. В Хадисе сказано:
"Когда вас трое, пока не соберутся
остальные и не смешаются друг с другом, не
оставляйте одного и не шепчитесь вдвоем".
Также осуждается, когда двое в присутствии
третьего говорят на непонятном для него
языке.
9.
В адабы маджлиса входит начинать все с
правой стороны: входить с правой ноги, а
выходить с левой, начинать пожатие рук с
правой стороны, если что-либо раздается
присутствующим тоже начинать с правой
стороны. Отдавать предпочтение старшему по
возрасту или уважаемому человеку перед
теми, кто сидит справа, является более
ценным, если же это не делается, тогда надо
начинать опять - таки с правой стороны. В
Хадисе сказано: "Начинайте все с правой
стороны". Однажды Пророк (мир Ему и
благословение) пил воду, с левой стороны от
Него сидел Абубакр (пусть будет доволен им
Аллаh), Пророк (мир Ему и благословение)
попросил у того, кто сидел с права передать
оставшуюся воду Абубакру. Однако тот не
согласился, мотивировав это тем, что он тоже
хочет испить воду из посуды, к которой
прикасались уста Пророка (мир Ему и
благословение). Такое разрешение Он
попросил ради того, чтобы отдать
предпочтение уважаемому человеку.
10.
Если человек, который пришел на маджлис с
задержкой является приехавшим издалека,
или алимом, начальником, учителем, матерью -
отцом, тогда желательно приветствовать их
встав с места, и посадить их на почетные
места. В Хадисе сказано: "Вставайте, когда
входит ваш старший". Сподвижники Пророка
(мир Ему и благословение) знали о том, что Он
не любит, когда встают при Его появлении, не
покидали свои места с Его позволения. "Тот,
кто любит, чтобы его возвеличивали
вставанием, пусть готовит себе место в Аду"
- так гласит Священный Хадис. Есть доводы,
которые подтверждают дозволенность
оказывать почтение уважаемым людям
вставанием. Желающие узнать о них
поподробнее могут заглянуть в книгу имама
Навави "Шархул Муслим". Хадис, в
котором говорится: "Не вставайте как
неверные (гIажамиял)", Абари
констатировал так: "Это сомнительный по
достоверности Хадис, или же его смысл
заключается в следующем: не уподобляйтесь
неверным, которые сначала низко кланяются,
потом соскальзывают на колени и затем
встают". Однако осуждаемо оказывать
почтение вставанием плохому человеку,
находящемуся в заблуждении, если это не
может вылиться во вред или разрушение, так
говорят многие алимы. Еще они говорят, что
если вхождение и выход повторяется, тогда
лучше не вставать. Однако, если среди какой-то
народности считается традиционным
вставать каждый раз, и в обратном действии
они видят неуважение к ним, тогда лучше
вставать. Это является оказанием почтения к
пришедшему, такое почтение отодвигает зло,
вселяет любовь в сердца верующих.
Мусульманину должны быть присущи такие
качества как ум, такт. Когда к Пророку (мир
Ему и благословение) пришли люди, и первым
из них заговорил младший, Пророк (мир Ему и
благословение) дважды сказал: "Пусть
говорит старший", в этом есть знак для
оказания почтения старшему.
11.
Также в адабы входит оказание уважения
хозяином дома, посетившим гостям.
Желательно подготовить для них хорошее
место, где они могли бы отдохнуть. У Авлии
спросили о том, какое уважение надо оказать
гостю, он сказал: "Лицо должно быть
приветливым, речь сладкой. Когда гость
уходит, надо проводить его до ворот". У
сподвижника Пророка (мир Ему и
благословение) Ибну Аббаса спросили: "Кто
является для тебя самым уважаемым?", он
ответил: "Тот, кто сел рядом со мной, до
тех пор, пока он не покинет меня". В Хадисе
сказано: "Когда один мусульманин придет в
гости к своему брату по вере, и тот подаст
ему подушку для сидения, возвеличивая его
этим, Аллаh прощает ему в этот момент грехи".
Благодаря такому почтению мусульмане
объединяются меж собой, больше любят друг
друга.
12.
В адабы также входит готовить комнату для
гостей, держать ее в чистоте. Ходить в гости
чистыми, в опрятной одежде, перед выходом из
дома не есть чеснок, лук, чтобы от вас не шел
неприятный запах. В Хадисе сказано: "Пусть
отделится от нашего маджлиса тот, кто
вкусил чеснок и лук". В другом Хадисе
сказано: "Аллаh хороший, и любящий хорошее,
щедрый и любящий щедрость, держите в
чистоте место перед вашим двором, не
уподобляйтесь яhудиям ()". В другом
достоверном Хадисе сказано: "Очищайте
ваши дворы и пред дворники, яhудии не чистят
дворы".
13.
Также в адабы маджлиса входит, соблюдать
его обязательства, повелевать хорошее, и
отвергать плохое, воздать хвалу тому, кто
совершил добро, отвергнуть того, кто содеял
зло, чихнувшему пожелать Милости Аллаhа,
обнадежить опечалившегося, прочитать
проповедь, которая напомнит о Всевышнем
Аллаhе. В Коране есть аят со следующим
смыслом: "Нет пользы от их разговоров,
кроме как от отданной милостыни,
совершенного добра или речи того, кто
призывает людей к компромиссу (маслиату)".
Сура 4/114.
14.
В адабы входит
читать суру "Вальаср в завершение
маджлиса", и следующую мольбу: "Субханака
ллаhума ва бихамдика, ашhаду алла илаhа илла
анта, астагфирука ва атубу илайка". В
Хадисе сказано: "Если прочитать эту
мольбу, она очистит присутствующих от
ошибок, допущенных в разговорах на этом
маджлисе".
15.
Когда говорит старший, нужно
слушать его не перебивая с почтением,
это тоже входит в адабы маджлиса. После того,
как он закончит говорить, можно спросить у
него то, что вы не поняли. В Хадисе сказано:
"Когда пророк (мир Ему и благословение)
говорил, Его сподвижники слушали Его
замерев так, что пролетающая
птица, могла опустить на их головы".
16.
Не говорить на повышенных тонах, не кричать
является адабом к маджлису. В Коране есть
аят с таким смыслом: "Принизь голос, ибо
худший из голосов ослиный". Сура 31, аят 19
17.
В адабы маджлиса входит также: не оглашать
какие-то тайные уговоры, которые были
заключены на нем. Не входить на маджлис, где
присутствующие смотрят, вокруг остерегаясь
того, что кто-то подойдет. В Хадисе сказано:
"Маджлисы являются аманатом (доверенностей)".
18.
Адабом к маджлису является не применять к
кому-либо шуток, которые обижают его. В
Хадисе сказано: "Один человек говорит для
того, чтобы развеселить друзей, через слово,
ему кажется., что он не совершил ничего
значительного, но это слово может стать
причиной того, что он окажется в Аду, не
дойдя до его дна, в течение 70 лет".
19.
В адабы входит не смеяться громко, а просто
улыбнуться, услышав что-либо веселое. Так
поступали Пророк (мир Ему и благословение) и
Его сподвижники.
20.
Из адабов к маджлису также не курить в
машине, самолете, закрытом помещение, ибо
курение оскверняет воздух,
рядом могут находиться больные,
постящиеся, не курящие. Нельзя их
беспокоить, пусть Всевышний Аллаh поможет
оставить это вредное деяние.
21.
Также из адабов к маджлису: приветствовать
друг друга и прощать. Прощаться дружелюбно,
попросив друг друга о мольбе перед Аллаhом.
Пусть
Всевышний Аллаh поможет придерживаться
красивых
Исламских адабов!
|