| ИСЛАМ ЭТО...| ПАРТИЯ | ЛИДЕРЫ | ИНФОРМАЦИЯ | РЕГИОНЫ РОССИИ | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ |   

 

Адабы Маджлиса

 

В современных маджлисах (встречах) часто отсутствуют шариатские грани. Мужчины и женщины сидят вместе за столом, пьют, громко говорят, смеются, критикуют людей, не соблюдают такта ухода из дома и возвращения. Говоря кратко, люди собирают порочные маджлисы, которые и на этом свете приносят вред обществу и себе, и которые могут причиной для обречения на муки в Вечной Жизни. Исламская религия указала порядок во всем обустройстве человеческой жизни, и если следовать этим указаниям, они обернутся в пользу для себя и для людей, а также в Вечные блага. По этой причине мне хотелось бы рассказать здесь о адабах проведения маджлисов.:

1. Придя на маджлис желательно прочитать следующую мольбу: "Аллаhумма инни асъалука хайрал мавлижи ва хайрал махражи бисмиллаhи валажна ва бисмиллаhи харажна ва гIала раббина таваккална". Так сказано в Священном Хадисе.

2. Если, придя на маджлис, вы обнаружите, что это общая встреча, присядьте где-нибудь на краю, на свободном месте. Или же, если есть специальное место приготовленное для вас хозяином дома или лектором, следящим за порядком в зале, тогда надо сесть именно там. Если же это узкий маджлис, и мало присутствующих, надо приветствовать всех, пожать руки, а потом сесть с краю на свободное место. Сподвижник Пророка (мир Ему и благословение) Жабир (пусть Алла будет доволен им) сказал: "Во времена Пророка (мир Ему и благословение) мы садились на маджлисах там, где свободно". Хадис передал Абу Давуд. Если есть необходимость покинуть маджлис, надо попросить на то позволения и уйти поприветствовав всех присутствующих.

3. Не считается адабом садиться: разделяя двух людей, без их разрешения. Однако если между ними есть свободное место, тогда можно сесть. В Хадисе сказано: "Не дозволено разделять двух людей без их позволения".

4. Также не считается адабом поднимать кого-то и садиться на его место, по возможности лучше попросить подвинуться и сеть на образовавшееся место. В Хадисе сказано: "Не поднимайте никого для того, чтобы сесть на его место, однако создавайте друг для друга простор".

5. Не входит в адабы и случай, когда все сидят в кругу, а вы присаживаетесь отдельно ото всех внутри круга, есть Хадис, который гласит, что Пророк (мир Ему и благословение) проклял такого человека.

6. Нельзя  садиться так, чтобы создавать дискомфорт окружающим, лежать, в то время, когда другие сидят, или вытягивать ноги в их сторону, если на то нет особой причины.

7. Если по какой-то причине кто-либо покинул маджлис, нельзя занимать его место, не уверившись в том, что он не вернется обратно. Если же он вернулся, после того вы заняли место, на котором он сидел, надо освободить его. В Хадисе сказано: "Если кто-то из вас встал и покинул место, на котором сидел и снова вернулся, он является достойным и подходящим для своего места".

8. Если на маджлисе три человека, шепот двоих из них между собой является не адабом, ибо третий может засомневаться в том, что он может являться объектом шепота, или же просто он может заскучать. В Хадисе сказано: "Когда вас трое, пока не соберутся остальные и не смешаются друг с другом, не оставляйте одного и не шепчитесь вдвоем". Также осуждается, когда двое в присутствии третьего говорят на непонятном для него языке.

9. В адабы маджлиса входит начинать все с правой стороны: входить с правой ноги, а выходить с левой, начинать пожатие рук с правой стороны, если что-либо раздается присутствующим тоже начинать с правой стороны. Отдавать предпочтение старшему по возрасту или уважаемому человеку перед теми, кто сидит справа, является более ценным, если же это не делается, тогда надо начинать опять - таки с правой стороны. В Хадисе сказано: "Начинайте все с правой стороны". Однажды Пророк (мир Ему и благословение) пил воду, с левой стороны от Него сидел Абубакр (пусть будет доволен им Аллаh), Пророк (мир Ему и благословение) попросил у того, кто сидел с права передать оставшуюся воду Абубакру. Однако тот не согласился, мотивировав это тем, что он тоже хочет испить воду из посуды, к которой прикасались уста Пророка (мир Ему и благословение). Такое разрешение Он попросил ради того, чтобы отдать предпочтение уважаемому человеку.

10. Если человек, который пришел на маджлис с задержкой является приехавшим издалека, или алимом, начальником, учителем, матерью - отцом, тогда желательно приветствовать их встав с места, и посадить их на почетные места. В Хадисе сказано: "Вставайте, когда входит ваш старший". Сподвижники Пророка (мир Ему и благословение) знали о том, что Он не любит, когда встают при Его появлении, не покидали свои места с Его позволения. "Тот, кто любит, чтобы его возвеличивали вставанием, пусть готовит себе место в Аду" - так гласит Священный Хадис. Есть доводы, которые подтверждают дозволенность оказывать почтение уважаемым людям вставанием. Желающие узнать о них поподробнее могут заглянуть в книгу имама Навави "Шархул Муслим". Хадис, в котором говорится: "Не вставайте как неверные (гIажамиял)", Абари констатировал так: "Это сомнительный по достоверности Хадис, или же его смысл заключается в следующем: не уподобляйтесь неверным, которые сначала низко кланяются, потом соскальзывают на колени и затем встают". Однако осуждаемо оказывать почтение вставанием плохому человеку, находящемуся в заблуждении, если это не может вылиться во вред или разрушение, так говорят многие алимы. Еще они говорят, что если вхождение и выход повторяется, тогда лучше не вставать. Однако, если среди какой-то народности считается традиционным вставать каждый раз, и в обратном действии они видят неуважение к ним, тогда лучше вставать. Это является оказанием почтения к пришедшему, такое почтение отодвигает зло, вселяет любовь в сердца верующих. Мусульманину должны быть присущи такие качества как ум, такт. Когда к Пророку (мир Ему и благословение) пришли люди, и первым из них заговорил младший, Пророк (мир Ему и благословение) дважды сказал: "Пусть говорит старший", в этом есть знак для оказания почтения старшему.

11. Также в адабы входит оказание уважения хозяином дома, посетившим гостям. Желательно подготовить для них хорошее место, где они могли бы отдохнуть. У Авлии спросили о том, какое уважение надо оказать гостю, он сказал: "Лицо должно быть приветливым, речь сладкой. Когда гость уходит, надо проводить его до ворот". У сподвижника Пророка (мир Ему и благословение) Ибну Аббаса спросили: "Кто является для тебя самым уважаемым?", он ответил: "Тот, кто сел рядом со мной, до тех пор, пока он не покинет меня". В Хадисе сказано: "Когда один мусульманин придет в гости к своему брату по вере, и тот подаст ему подушку для сидения, возвеличивая его этим, Аллаh прощает ему в этот момент грехи". Благодаря такому почтению мусульмане объединяются меж собой, больше любят друг друга.

12. В адабы также входит готовить комнату для гостей, держать ее в чистоте. Ходить в гости чистыми, в опрятной одежде, перед выходом из дома не есть чеснок, лук, чтобы от вас не шел неприятный запах. В Хадисе сказано: "Пусть отделится от нашего маджлиса тот, кто вкусил чеснок и лук". В другом Хадисе сказано: "Аллаh хороший, и любящий хорошее, щедрый и любящий щедрость, держите в чистоте место перед вашим двором, не уподобляйтесь яhудиям ()". В другом достоверном Хадисе сказано: "Очищайте ваши дворы и пред дворники, яhудии не чистят дворы".

13. Также в адабы маджлиса входит, соблюдать его обязательства, повелевать хорошее, и отвергать плохое, воздать хвалу тому, кто совершил добро, отвергнуть того, кто содеял зло, чихнувшему пожелать Милости Аллаhа, обнадежить опечалившегося, прочитать проповедь, которая напомнит о Всевышнем Аллаhе. В Коране есть аят со следующим смыслом: "Нет пользы от их разговоров, кроме как от отданной милостыни, совершенного добра или речи того, кто призывает людей к компромиссу (маслиату)". Сура 4/114.

14. В  адабы входит читать суру "Вальаср в завершение маджлиса", и следующую мольбу: "Субханака ллаhума ва бихамдика, ашhаду алла илаhа илла анта, астагфирука ва атубу илайка". В Хадисе сказано: "Если прочитать эту мольбу, она очистит присутствующих от ошибок, допущенных в разговорах на этом маджлисе".

15. Когда говорит старший, нужно  слушать его не перебивая с почтением, это тоже входит в адабы маджлиса. После того, как он закончит говорить, можно спросить у него то, что вы не поняли. В Хадисе сказано: "Когда пророк (мир Ему и благословение) говорил, Его сподвижники слушали Его замерев так, что пролетающая  птица, могла опустить на их головы".

16. Не говорить на повышенных тонах, не кричать является адабом к маджлису. В Коране есть аят с таким смыслом: "Принизь голос, ибо худший из голосов ослиный". Сура 31, аят 19

17. В адабы маджлиса входит также: не оглашать какие-то тайные уговоры, которые были заключены на нем. Не входить на маджлис, где присутствующие смотрят, вокруг остерегаясь того, что кто-то подойдет. В Хадисе сказано: "Маджлисы являются аманатом (доверенностей)".

18. Адабом к маджлису является не применять к кому-либо шуток, которые обижают его. В Хадисе сказано: "Один человек говорит для того, чтобы развеселить друзей, через слово, ему кажется., что он не совершил ничего значительного, но это слово может стать причиной того, что он окажется в Аду, не дойдя до его дна, в течение 70 лет".

19. В адабы входит не смеяться громко, а просто улыбнуться, услышав что-либо веселое. Так поступали Пророк (мир Ему и благословение) и Его сподвижники.

20. Из адабов к маджлису также не курить в машине, самолете, закрытом помещение, ибо курение оскверняет воздух,  рядом могут находиться больные, постящиеся, не курящие. Нельзя их беспокоить, пусть Всевышний Аллаh поможет оставить это вредное деяние.

21. Также из адабов к маджлису: приветствовать друг друга и прощать. Прощаться дружелюбно, попросив друг друга о мольбе перед Аллаhом.

Пусть Всевышний Аллаh поможет придерживаться

красивых Исламских адабов!

 

Hosted by uCoz