Адабы
еды.
Во
имя Аллагьа
Всемилостивого, Милосердного.
В
Исламе большое место уделяется различным
адабам, таким как адабы между Всевышним
и рабом, адабы по отношению к Пророку (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует),
адабы к Шейхам, родителям, к старшим,
младшим.
Большое
значение имеют и адабы еды, т.к. еда является
источником жизненных сил, благих дел.
Начинать
есть нужно обязательно с упоминанием имени Всевышнего:
"Бисмиллагьи ррахмани ррахим". Есть
можно только правой рукой. В ХIадисе,
рассказанном ГIумаром ибну Саламом,
говорится: "Пророк(да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
сказал мне: "Кушай только правой рукой то,
что находится ближе к тебе!".
Дело
в том, что если мы не произносим имени Всевышнего
в начале еды, то с нами вместе ест шайтан, и
через него эта пища попадает в организм
человека и руководит им,
Посланник
Аллагьа (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
сказал, что шайтан имеет доступ к той еде,
над которой не было произнесено имени Всевышнего.
Имам
Аль Газали в книге ИхIяъ приводит ХIадис,
переданный Абу Гьурайра, где
рассказывается, как встретились два
шайтана: толстый шайтан кяфира и худой
шайтан муъмина. Один спрашивает у другого:
"Почему ты такой худой". "У меня
хозяин каждый раз перед едой и одеваясь
одежду говорит "бисмиллагь", из-за
этого я лишаюсь еды, питья и одежды", -
ответил ему шайтан муъмина. Шайтан кяфира
говорит: "Я ем вместе с моим хозяином,
одеваюсь с ним, потому что он не произносит
"бисмиллагь".
Адабом
является есть тремя пальцами: большим,
указательным и средним.
Абдул
Малик передал ХIадис, что он видел, как
посланник Аллагьа
(да благославит Его
АЛЛАГЬ и приветствует) ел тремя пальцами.
После окончания трапезы он их облизывал.
Сунной является, и поесть упавшие кусочки
еды. Посланник Аллагьа
(да благославит Его
АЛЛАГЬ и приветствует) сказал: "Поднимайте
упавшие кусочки пищи, чтобы они не остались
шайтану",
Посланник
Аллагьа (да
благославит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
сказал:
"Стучите
постоянно в ворота рая". "Как это
делать?" -спросили его. "Голодом", -ответил
он. Великий Шейх Шихабутдинуль ГIазрал
сказал: "ХIарам кушать после того, как
насытился". Ибну Абдуссалам Великий
говорил: "Это сделано хIарамом, потому что
вредит здоровью".
Айша
(мир ей) рассказала, что Пророк (да
благославит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
любил халву и мед, а из блюд любил суп, с
накрошенным хлебом и мясо.
В
ХIадисе сказано: "Господином пищи людей
этого света и рая является мясо". В ХIадисах
также говорится, что Пророк (да
благославит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
любил свежо взбитое масло, финики, виноград,
арбузы. При многих болезнях, Пророк (да
благославит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
рекомендовал употреблять мед и финики
натощак.
В
ХIадисе сказано: "Кто поест семь фиников
натощак, то ему не повредит ни яд змей, ни яд
людей". В другом ХIадисе говорится: "Вы
придерживайтесь хаббату савда или чернушек,
поистине в них исцеление от всех болезней".
Когда Пророку (да благословит
Его АЛЛАГЬ и приветствует) пожаловались
на слабость, он рекомендовал поесть яйцо.
Однажды
Пророку (да благославит
Его АЛЛАГЬ и приветствует) принесли инжир,
поев его, он сказал: "Если бы меня
спросили, что пища рая, я бы ответил - это.
Кушайте инжир - это предохраняет от
геморроя и ревматизма".
В
ХIадисах передано: "Употребляйте
оливковое масло и мажьтесь им - это дерево
бараката". "Употребляйте побольше
коровьего молока, это поистине исцеление и
жир его лекарство". "Если кто из вас
заболеет, то дайте ему похлебку из ячменя".
К
адабам питья относятся следующие: пить
тремя глотками и после каждого глотка
делать передышку. Нельзя выдыхать в посуду,
из которой пьешь. Так же Пророк (да
благословит
Его АЛЛАГЬ и приветствует) не разрешал
пить или есть стоя. Пить надо начинать с
именем Всевышнего
и заканчивать хвалой Ему.
По
Сунне Пророка (да
благославит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
нельзя оставлять открытой посуду с
жидкостью или едой. Нельзя по Сунне Пророка
(да благословит
Его АЛЛАГЬ и приветствует) употреблять в
обиходе золотую или серебряную посуду.
Перед едой и после еды надо помыть руки.
Лучше по Сунне Пророка (да
благославит
Его АЛЛАГЬ и приветствует) есть в
обществе, чтобы был баракат. Во время еды
нужно быть в хIузуре. Суфии считают, что в
каком состоянии человек принял пищу, в
таком состоянии он останется до конца дней.
Кушать желательно по Сунне Пророка (да
благославит
Его АЛЛАГЬ и приветствует), когда
чувствуешь голод, а не тогда, когда время
обеда, или едят другие.
Из
книги , Такъиюдин, "Нузхату Назри".
Перевод
Магомеда Гаджиева.
|