Адабы
к гостю
Нет
сомнений в том, что все моменты, которые
приносят людям пользу и соответствуют
разуму, чести имеют истоки в Исламе. К
примеру, почтение к гостю, к старшим,
сочувствие к младшим, уважение к родителям
и т.д. – все это выходит из Ислама. Шариат
велит возвеличивать гостя. В Хадисе,
переданном Муслимом, Бухари и другими,
сказано: "Кто бы ни был, если он уверовал в
Аллаhа, в Судный День, пусть он
возвеличивает гостя". В другом Хадисе
сказано: "Гость приходит со своим ризкъи,
а уходит, очистив людей этого дома от грехов".
Для
того, чтобы возвеличить гостя так, как того
требует Ислам, необходимо выполнять
следующие адабы:
1.
Говорить с гостем с почтением, исполнить
его желание, проводить его так, чтобы он
остался доволен. В Хадисе сказано: "Выполнение
одним из вас желания гостя лучше, нежели
целый месяц, проведенный в служении в моей
мечети".
2.
Гостя нужно встречать с приветливым лицом,
посадить его на лучшее, хорошее место,
показать ему места, где находятся туалет,
баня, накрыть перед ним стол, указать ему
место, где он может спать, спросив о времени,
когда он намеревается встать. Если в доме
нет соответствующего места, для гостя можно
снять место в гостинице. Вести себя открыто,
без утайки своего состояния тоже является
адабом к гостью.
3.
Для того, чтобы остановиться в доме у друга,
надо узнать в какое время хозяин дома
уходит на работу, чтобы не портить ему
рабочий день. Также надо узнать наперед,
когда хозяин дома возвращается с работы,
чтобы не прийти раньше него. Однако, если
встреча дома происходит со своими
взрослыми детьми или близкими
родственниками жены, тогда можно прийти
заранее и дожидаться хозяина.
4.
В адабы Ислама не входит уход из дома, без
предупреждения об этом хозяина. Не лучшим
проявлением ума считается уход из дома, в
котором гостите, до прихода хозяина.
5.
Хозяин должен проводить гостя до внешних
ворот его дома. В Хадисе сказано : "Из
желательного по отношении к гостю является
провести его до ворот двора".
6.
Тому, к кому наведывают гости, желательно
иметь гостевую комнату, с соответствующими
условиями, для того, чтобы каждый раз своим
приходом гость не беспокоил семью, их быт. В
Хадисе, переданном Муслимом, сказано: "Одна
постель для мужа, другая постель для жены,
третья – для гостя, а четвертая – для
шайтана".
7.
Гостю не желательно задерживаться более
трех дней, так как нельзя мешать хозяину
дома в его работе, перекрывать дороги для
полезных дел, которые он мог бы совершить в
это время, нельзя причинять ему вред. В
достоверном Хадисе, переданном Бухари и
Муслимом, сказано: "Гостеприимство
длится три дня, все, что поверх этого
является актом милостыни". Однако, если
хозяин пожелает, чтобы гость остался поверх
трех дней, тогда у гостя есть право остаться.
8.
В адабы к гостю не входит заставлять его
выполнять какую-либо работу, ибо это может
как-то ущемить гостя, и это не входит в
возвеличивание гостя. Однажды, когда у
правителя верующих Умара Бину Абдулазиза
был в гость, его маленький сын уснул. Гость
сказал: "О правитель верующих, позволь
мне позаботиться об этом мальчике". Умар
ответил: "В честь человека не входит
заставлять своего гостя выполнять работу".
9.
Из адабов к гостеприимству является
говорить с гостем о том, что ему приятно
слушать, показывать ему довольство его
приходом, и печаль из-за его ухода. Перед ним
не показывать то, что в доме есть нехватка
материальных благ, не кричать и не ругать
своих близких перед ним, чтобы он не подумал,
что это из-за неприязни к нему.
10.
Гостя надо возвеличить согласно своим
возможностям, не совершая поиски за тем,
чего нет в доме, не готовя особо сложную
пищу, не создавая условий, которых на самом
деле нет. Ислам не поощряет лицемерия и
бахвальства, также как и скупость в том, что
есть. Наши принципы должны соответствовать
тем, которые были присущи салафу салихинам,
они говорили так: "Мы щедры в том, что у
нас есть и не лицемерим в поиске того, чем не
обладаем".
|