| ИСЛАМ ЭТО...| ПАРТИЯ | ЛИДЕРЫ | ИНФОРМАЦИЯ | РЕГИОНЫ РОССИИ | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ |   

 

Адабы к гостю

 

Нет сомнений в том, что все моменты, которые приносят людям пользу и соответствуют разуму, чести имеют истоки в Исламе. К примеру, почтение к гостю, к старшим, сочувствие к младшим, уважение к родителям и т.д. – все это выходит из Ислама. Шариат велит возвеличивать гостя. В Хадисе, переданном Муслимом, Бухари и другими, сказано: "Кто бы ни был, если он уверовал в Аллаhа, в Судный День, пусть он возвеличивает гостя". В другом Хадисе сказано: "Гость приходит со своим ризкъи, а уходит, очистив людей этого дома от грехов".

Для того, чтобы возвеличить гостя так, как того требует Ислам, необходимо выполнять следующие адабы:

1. Говорить с гостем с почтением, исполнить его желание, проводить его так, чтобы он остался доволен. В Хадисе сказано: "Выполнение одним из вас желания гостя лучше, нежели целый месяц, проведенный в служении в моей мечети".

2. Гостя нужно встречать с приветливым лицом, посадить его на лучшее, хорошее место, показать ему места, где находятся туалет, баня, накрыть перед ним стол, указать ему место, где он может спать, спросив о времени, когда он намеревается встать. Если в доме нет соответствующего места, для гостя можно снять место в гостинице. Вести себя открыто, без утайки своего состояния тоже является адабом к гостью.

3. Для того, чтобы остановиться в доме у друга, надо узнать в какое время хозяин дома уходит на работу, чтобы не портить ему рабочий день. Также надо узнать наперед, когда хозяин дома возвращается с работы, чтобы не прийти раньше него. Однако, если встреча дома происходит со своими взрослыми детьми или близкими родственниками жены, тогда можно прийти заранее и дожидаться хозяина.

4. В адабы Ислама не входит уход из дома, без предупреждения об этом хозяина. Не лучшим проявлением ума считается уход из дома, в котором гостите, до прихода хозяина.

5. Хозяин должен проводить гостя до внешних ворот его дома. В Хадисе сказано : "Из желательного по отношении к гостю является провести его до ворот двора".

6. Тому, к кому наведывают гости, желательно иметь гостевую комнату, с соответствующими условиями, для того, чтобы каждый раз своим приходом гость не беспокоил семью, их быт. В Хадисе, переданном Муслимом, сказано: "Одна постель для мужа, другая постель для жены, третья – для гостя, а четвертая – для шайтана".

7. Гостю не желательно задерживаться более трех дней, так как нельзя мешать хозяину дома в его работе, перекрывать дороги для полезных дел, которые он мог бы совершить в это время, нельзя причинять ему вред. В достоверном Хадисе, переданном Бухари и Муслимом, сказано: "Гостеприимство длится три дня, все, что поверх этого является актом милостыни". Однако, если хозяин пожелает, чтобы гость остался поверх трех дней, тогда у гостя есть право остаться.

8. В адабы к гостю не входит заставлять его выполнять какую-либо работу, ибо это может как-то ущемить гостя, и это не входит в возвеличивание гостя. Однажды, когда у правителя верующих Умара Бину Абдулазиза был в гость, его маленький сын уснул. Гость сказал: "О правитель верующих, позволь мне позаботиться об этом мальчике". Умар ответил: "В честь человека не входит заставлять своего гостя выполнять работу".

9. Из адабов к гостеприимству является говорить с гостем о том, что ему приятно слушать, показывать ему довольство его приходом, и печаль из-за его ухода. Перед ним не показывать то, что в доме есть нехватка материальных благ, не кричать и не ругать своих близких перед ним, чтобы он не подумал, что это из-за неприязни к нему.

10. Гостя надо возвеличить согласно своим возможностям, не совершая поиски за тем, чего нет в доме, не готовя особо сложную пищу, не создавая условий, которых на самом деле нет. Ислам не поощряет лицемерия и бахвальства, также как и скупость в том, что есть. Наши принципы должны соответствовать тем, которые были присущи салафу салихинам, они говорили так: "Мы щедры в том, что у нас есть и не лицемерим в поиске того, чем не обладаем".

 

Hosted by uCoz