Наука
доказывает, что мусульманский пост имеет
мощный лечебно-оздоровительный эффект для
организма.
ПОСТ
И НАУКА
О
влиянии поста на здоровье человека с нами
беседует доцент, преподаватель кафедры
общей гигиены ДГМА Магомедов М. Г.
-
Помню, как один атеист-агитатор говорил об
уразе, как о варварском методе, разрушающем
человеческий организм. Как смотрит сейчас
наука без шор атеизма на мусульманский пост?
-
Если человек хочет жить в гармонии с
природой и ее ритмами, чтобы прожить свою
жизнь с максимальным коэффициентом
полезного действия, то с точки зрения медицинской
науки мусульманский пост стоит на втором
месте после пятикратной молитвы.
Соблюдение его с учетом всех предписаний
Священного Корана и Сунны, особенно в месяце
Рамазан, по своему положительному эффекту
не поддается обычной человеческой логике.
Дело
в том, что вся живая природа, в том числе и
человек, подчиняется биоритмологии. Они
имеют свои закономерные фазы подъема и
спада активности, что подтвердит вам любой
биолог, физиолог, врач. Согласно этим
законам, каждая система органов – сердечно-сосудистая
и кровеносная, иммунная и пищеварительная,
нервная и другие — как биологические часы,
имеет свои периоды или циклы активной и
пассивной деятельности в течение суток,
недели, месяца, года и т.д.
Задача
человека, как живого существа, наделенного
разумом, заключается в согласовании
своих поступков и планов работы с законами
биоритмологии. Только полностью
подчинившись этим законам, человек
получает в свои руки узды правления всеми
силами, которыми Всевышний наделил его.
Иначе:
если в нарушение биологического ритма того
или иного органа или системы органов в
целом заставим активизировать их свою
функциональную деятельность в часы, когда
они нуждаются в покое, или снизим нагрузку в
пик их функциональной активности, то это
будет равносильно включению механизма
цепной реакции неурядиц в организме,
конфликтов в семье, неудач на работе, краха
в достижении поставленных целей. В этом
случае биологические ритмы организма из
своих помощников мы, по незнанию, превращаем
в противодействующую себе силу.
По
законам биоритмов в течение недели –
понедельник и четверг, в течение года — месяц
Рамазан для нашей пищеварительной системы
является наиболее важным в плане соблюдения
мусульманского поста, с учетом
предписаний Священного Корана и Сунны.
Активность
всех показателей пищеварительной системы -кислотность
желудочного сока, ферментный состав
пищеварительных соков 12-перстной кишки,
тонкого и толстого кишечников, сила их
перистальтики, т.е. сокращение, намного
занижена в указанное время недели и года. В
это время пищеварительная система ориентирована
больше на покой и на восстановление своих
первоначальных функциональных возможностей.
Кроме
того, важно отметить, что при обеспечении
адекватного биоритмам режима и нагрузки
пищеварительной системы, функциональные
возможности желудочно-кишечного тракта и
параллельно с ним других систем органов,
согласно закону резонанса, резко
возрастают.
Таким
образом, обеспечение покоя в момент спада
активности и прием пищи в период
наибольшей функциональной активности
пищеварительной системы является залогом
повышения коэффициента полезного
действия всего организма в целом.
Только
тот в состоянии понять и оценить
благотворное действие мусульманского поста,
кто хоть раз соблюдал его в течение месяца
Рамазан, как предписывает нам Священный
Коран и Сунна.
К
концу месяца Рамазан, когда тело очищено от
шлаков, тренировка тела и духа доведена до
совершенства, функциональная активность
всех органов и систем организма
синхронизирована, как у младенца, эффект от
соблюдения поста доходит до максимума. И
этот комплексный заряд, полученный
мусульманином в месяц Рамазан вместе с
другими атрибутами Ислама, поддерживает
его тело и дух целый год, т.е. до следующего
месяца Рамазана.
-
Сейчас модными стали лечения голоданием
различных болезней по методикам зарубежных
авторов. Есть различия между ними и
голоданиями?
Лечебное
голодание и разные разгрузочные дни преимущественно
преследуют цель регулирования веса и
сохранения фигуры.
Диапазон
действия мусульманского поста намного
шире и цели его тоже шире, даже без учета
религиозных аспектов:
-
во-первых, это строго определенное время
воздержания от приема пищи – от рассвета
до первой звезды;
-
во-вторых, в течение недели – это
понедельник и четверг, в течение года –
месяц Рамазан;
-
в-третьих, воздержание касается всех
поступков, которые могут нарушить пост (страстный
взгляд на чужих женщин, курение, ссора,
сдержанность в отношении с женщинами и т.д.);
-
в-четвертых, соблюдая пост только в светлые
часы дня, поддерживается функциональная
активность (ритм работы) других органов и
систем на необходимом уровне;
-
в - пятых, ежегодно к началу поста
предшествует морально-психологический настрой
и самоподготовка человека к выполнению
ритуала и т.д. Список можно продолжать, но и
этого достаточно.
-
С наступлением времени поста организм
постящегося, как по какому-то приказу,
прекращает даже требовать пищу в светлое
время суток. Как наука это объясняет?
-
Частично на этот вопрос я ответил выше. Как
говорится, от повторения молитва не
портится.
По
закону биоритмов в месяце Рамазан
выделение пищеварительных соков в светлое
время суток в ротовой полости, желудке и
кишечнике резко снижается, замедляется перистальтика,
т.е. сокращение пищевода, желудка, кишечника.
Вместе
с этим снижается и потребность постящегося
в пище.
Даже
немусульмане в этом месяце едят больше по
привычке, чем по потребности. Человек на
то и наделен разумом, чтобы им
руководствоваться, а не привычками.
Попробуйте, ешьте в светлые часы дня этого
месяца и убедитесь, что еда в запретные дни
и часы больше доставит вам проблем, чем
удовольствия.
Можно,
конечно, коротко ответить, что влияет
положительно. Но я приведу пример,
основанный на исследованиях американских
ученых.
Американцы
над двумя группами семей проводили опыты с
целью улучшения взаимоотношений между
мужем и женой. Эти были семьи, которые
готовились к разводу. Опытной группе было
предложено соблюдать пост, выполняя все
предписания Исламского ритуала, а контрольной
группе семей — вести свой обычный образ
жизни. К концу месяца в опытной группе
проблема развода уже не стояла, тогда как в
контрольной группе все семьи разошлись.
Медицинское
объяснение этому простое. До рассвета в
семье муж и жена принимает пищу. В течение
светлой части дня и муж и жена вынуждены
воздержаться и от приема пищи, и от других
запретных удовольствий за пределами семьи.
Да, при снижении содержания гликогена в
крови, практически и не приходят в голову
мысли, реализация которых нарушила бы пост.
А при разговении, после приема пищи,
особенно если разговение шло, как
рекомендовано в Сунне, финиками, опять в
кругу семьи, содержание гликогена в крови
повышается, нормализуется питание мозга,
улучшается настроение. Ведь не зря говорят,
что путь к сердцу мужчины лежит через его
желудок. И представьте себе, часы
разговения и улучшения настроения
ассоциируется с лицами, которые при этом
присутствуют, т.е. у мужа улучшение настроения
ассоциируется с обликом жены и других
членов семьи, а у жены - с обликом мужа и с
остальными членами семьи. Такой процесс,
повторяющийся в течение месяца, превращается
в закрепленный условный рефлекс, который
длится целый год, т.е. до следующего
Рамазана. 30-40 дней — это время достаточное
для закрепления условного рефлекса.
Результаты,
доказывающие положительный эффект
соблюдения поста, были отмечены также и в
плане лечения бесплодия. Здесь речь шла о
повышении в крови гормонов, отвечающих за
сохранение плода к концу месяца Рамазан.
К
огорчению скептиков, вряд ли можно
американцев обвинить в симпатиях к Исламу.
Так что эти исследования, проведенные в
Америке, не вызывают сомнения.
-
Если неверующий и мусульманин будут
воздерживаться от пищи вместе, будут ли у
них одинаковые изменения в организме?
Пост
— ритуал больше духовный, поэтому для
неверующего пост — это всего лишь
голодание в светлое время суток. Увы,
эффект от этого небольшой.
-
Часто задают вопрос, можно ли больному
держать уразу?
Однозначно
отвечать мне трудно. Но я склонен к соблюдению
поста, т.к. несоблюдение его может усугубить
течение болезни.
Известны
многочисленные случаи обострения
желудочно-кишечных заболеваний в месяц
Рамазан у лиц, не соблюдающих пост.
Причину
обострения заболеваний пищеварительной
системы у лиц, не соблюдающих пост в месяце
Рамазан, можно объяснить нарушением
психологического настроя к приему пищи.
Дело в том, что человек, принимая пищу,
подсознательно, знает, что нужно соблюдать
пост, а он его нарушает. Внутреннего
противоречия достаточно для нарушения
выделения пищеварительных соков в
достаточном количестве и нужного качества.
Принятая пища, таким образом, наносит травму
всему пищеварительному тракту. Это лежит в
основе механизма обострения желудочно-кишечных
заболеваний при несоблюдении поста в
месяц Рамазан.
-
Есть хадис "Поститесь – поздоровеете".
Есть ли этому научное подтверждение?
-
Вся предыдущая часть беседы и жизнь
подтверждает этот хадис.
|