ЭТИКА
ИСЛАМА
Что
же такой хильму, которая так часто
встречается и Исламе, к чему так сильно
призывали и за что обещаны такие
вознаграждения на том свете? Под силу ли она
каждому из нас?
Хильму
- это способность совладеть своим нафсом
при гиене, не дать гневу и чувствам хищника
властвовать над своим разумом.
Представить
себе невозможно, сколько бед и несчастии
обрушилось на людей из-за неспособности
совладеть собой, и разум, охваченный гневом,
сам содрогается, придя в себя. Особенно это
касается нас - уж очень скоры мы на гнев и
расправу. Вот именно потому в Исламе так
высоко ценится хильму. Хильму называют
господином хорошего характера, ведь она
приближает своего хозяина к совершенству,
она увеличивает любовь АЛЛАГЬА
к нему, поднимает авторитет в глазах людей.
В Коране множество раз идут призывы к
хильму. В хадисе сказано: "АЛЛАГЬ
любит халима стеснительного и гневается на
бесстыдного похабника".
"Сила
не
в том, чтобы
физически победить врага, а в том, чтобы
совладеть собой в гневе". "Рассказать
ли нам о тех, кому запрещен вход в Ад, - для
тех, кто мягок, кроток".
"Халим
приближается к Пророкам".
Великие
мудрецы Ислама говорили: "Отвечай
молчанием на спор джагьила (незнающего),
этим и накажешь его". "Не опозорится
халим, не будет одиноким великодушный".
"Не познают трое только в трех местах:
щедрый н нужде, смелый в бою, халим - в гневе".
Однажды
халиф Омар бну Абдул-Азиз, как обычно, ночью
обходил свои территории, зашел н одну
мечеть, где в темноте наступил на спящего,
тот закричал: "Дурной, что ли!" Омар
спокойно ответил: "Нет". Охрана хотела
его избить, но их остановил он и сказал: "Что
с нами? Он спросил и я ответил".
Некто
пришел к Вахаб бну Мунаббаху доносить, что
кто-то плохо говорил о нем. "Неужели
шайтан нс нашел другого почтальона, кроме
тебя был ответ. Один ругал, без особой
причины Ибн Абаса (да будет доволен им АЛЛАГЬ).
Он до конца выслушал его и потом сказал
Акраме - своему помощнику: "Посмотри, нет
ли у этого человека какой-либо нужды, и
исполни ее". Тот, кто ругался, от стыда
опустил голову.
Халифу
Муавия донесли, что один подданный плохо
говорил о нем, и попросили разрешения его
наказать. Муавия запретил это, сказав, что
он не хочет из-за греха подданного
уменьшить свою хильму.
Однажды
Муавия в суде вынес решение против одного и
ему донесли, что тот в гневе поклялся, что
ударит по голове Муавия. Муавия приказал
привести его. Он разрешил ему ударить его по
голове, чтобы тот не впал в грех
неисполнения клятвы.
Один
человек стал ругать ГIали, сына ХIусейна (да
будет ими доволен АЛЛАГЬ),
его друзья хотели избить его, но он
остановил их и сказал: "У меня еще больше
недостатков, которых ты не знаешь, могу ли я
чем-либо помочь тебе?" Этого человека
охватил великий стыд, и он отдал ему I000
дирхамов и воскликнул: "Поистине и
свидетельствую, что ты из потомков Пророка (да
благословит Его АЛЛАГЬ
и приветствует)".
Одна
иудейка, дом которой находился на дороге, по
которой шел Пророк (да благословит Его АЛЛАГЬ
и приветствует) на намаз, бросала Ему на
голову мусор и Он ничего не говорил, так
продолжалось несколько дней. Однажды она не
бросила мусор, и Пророк (да благословит Его АЛЛАГЬ
и приветствует), подумав, что, может быть,
Его асхабы наказали ее, пошел ее навестить,
оказывается, она была тяжело больна и даже
за лекарством было некого послать. Увидев,
что Он идет к ней, она сначала заплакала,
подумав, что идет ее наказание. Узнан же, что
идет ее навестить, заплакала от стыда,
больше того, МухIаммад (да благословит Его АЛЛАГЬ
и приветствует) отправил ей лекаря и достал
нужные лекарства. Пораженная этой
вселенской кротостью и в знак прошения эта
иудейка приняла Ислам.
Напоследок
несколько примеров хильму наших шейхов для
бараката, Однажды Хасана Афанди обокрали.
Вор унес буквально все, что было. Мухаммад-Ариф
пошел по следам, хотя стало ясно, что это
сделал свирепый разбойник, известный своей
силой и коварством. 2-3 дня шел он по пятам,
наконец, на хуторе близ селения Ратлуб (ныне
Шамильский район) вор стал поджидать его в
засаде, намереваясь убить его, неожиданно
напал с огромным кинжалом. Для других
действий времени не было, Мухаммад-Ариф
наклонился и, схватив его ногу, быстро
поднял его и удар пришелся по ноге, которую
рассек пополам. Мухаммад Ариф вместо того,
чтобы взять упавший кинжал и наброситься на
вора разорвал свое .нижнее белье, перевязал
его ногу и на себе потащил до селения Ратлуб.
У
шейха Мухаммада Саадухаджи однажды, но
доносу, сделали дома обыск, и он, когда узнал
виновника этого дела, отыскал возможность и
помог этому
человеку.
Однажды
у его кунака умер брат, но так как он
находился в Буйнакске, то не смог пойти на
соболезнование, но через некоторое время
Мухаммаду Саадухаджи пришлось пойти к нему
в сел. Заиб (Хунзахского района) за одной
книгой. Тот начал его ругать, сказав, что он
не пришел на соболезнование брата и т.д., на
что он спокойно ответил: "Если бы ты знал
все мои недостатки, ты бы меня по этой
дороге не пускал бы в Буйнакск (через Заиб
идет дорога на Буйнакск)". Хасан Афанди
говорил детям: "Если вас кто-либо ударит и
вы ответите ему, вы не мои дети".
У
шейха Хамзат Афанди не кто совершенно без
причины в одну ночь убил двоих сыновей и
тяжело ранил третьего сына, и когда люди-убийцы
пришли к нему для маслиата (примирение), он
поругал их, сказан, что стоило ли из-за этого
беспокоить стольких людей. И он простил
этому человеку.
Посмотрите
же, как эти шейхи походят на Пророка (да
благословит Его АЛЛАГЬ
и приветствует) и его Асхабов в самом
трудном - в кротости, прошении, хильму. Как
будто их перенесли с того времени в наше.
Ведь
чтобы походить на них, мало делать гIибадат,
это многим под силу, а походить чертами
характера - это под силу только избранным. В
наше время, когда грубость, крутость и
прочие атрибуты дикого капитализма пришли
в моду, может, разговоры о хильму кому-то
покажутся удивительными. Правда, сейчас
пришло такое время, когда грубая
сила и деньги
правят бал, а ум и хорошие черты стали почти
пережитками. Но мы должны знать, мерилом
является не то, как воспримут мнение
окружающие, а то, как воспримет то или иное
действие АЛЛАГЬ, что
будет завтра на Суде, хорошо или плохо, это
потянет и Ад на вечные муки или в Рай на
печные блаженства. Все было бы очень просто,
если наша жизнь кончалась бы после смерти в
этом бренном мире, но, увы, тогда-то и
начинается основное действо. И оно зависит
от того, как мы подготовимся к этому.
Да
осветит АЛЛАГЬ наши
сердца Иманом и прибавит нам хильму.
|