| ИСЛАМ ЭТО...| ПАРТИЯ | ЛИДЕРЫ | ИНФОРМАЦИЯ | РЕГИОНЫ РОССИИ | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ |   

 

ЭТИКА ИСЛАМА

 

Что же такой хильму, которая так часто встречается и Исламе, к чему так сильно призывали и за что обещаны такие вознаграждения на том свете? Под силу ли она каждому из нас?

Хильму - это способность совладеть своим нафсом при гиене, не дать гневу и чувствам хищника властвовать над своим разумом.

Представить себе невозможно, сколько бед и несчастии обрушилось на людей из-за неспособности совладеть собой, и разум, охваченный гневом, сам содрогается, придя в себя. Особенно это касается нас - уж очень скоры мы на гнев и расправу. Вот именно потому в Исламе так высоко ценится хильму. Хильму называют господином хорошего характера, ведь она приближает своего хозяина к совершенству, она увеличивает любовь АЛЛАГЬА к нему, поднимает авторитет в глазах людей. В Коране множество раз идут призывы к хильму. В хадисе сказано: "АЛЛАГЬ любит халима стеснительного и гневается на бесстыдного похабника".

"Сила не в том, чтобы физически победить врага, а в том, чтобы совладеть собой в гневе". "Рассказать ли нам о тех, кому запрещен вход в Ад, - для тех, кто мягок, кроток".

"Халим приближается к Пророкам".

Великие мудрецы Ислама говорили: "Отвечай молчанием на спор джагьила (незнающего), этим и накажешь его". "Не опозорится халим, не будет одиноким великодушный". "Не познают трое только в трех местах: щедрый н нужде, смелый в бою, халим - в гневе".

Однажды халиф Омар бну Абдул-Азиз, как обычно, ночью обходил свои территории, зашел н одну мечеть, где в темноте наступил на спящего, тот закричал: "Дурной, что ли!" Омар спокойно ответил: "Нет". Охрана хотела его избить, но их остановил он и сказал: "Что с нами? Он спросил и я ответил".

Некто пришел к Вахаб бну Мунаббаху доносить, что кто-то плохо говорил о нем. "Неужели шайтан нс нашел другого почтальона, кроме тебя был ответ. Один ругал, без особой причины Ибн Абаса (да будет доволен им АЛЛАГЬ). Он до конца выслушал его и потом сказал Акраме - своему помощнику: "Посмотри, нет ли у этого человека какой-либо нужды, и исполни ее". Тот, кто ругался, от стыда опустил голову.

Халифу Муавия донесли, что один подданный плохо говорил о нем, и попросили разрешения его наказать. Муавия запретил это, сказав, что он не хочет из-за греха подданного уменьшить свою хильму.

Однажды Муавия в суде вынес решение против одного и ему донесли, что тот в гневе поклялся, что ударит по голове Муавия. Муавия приказал привести его. Он разрешил ему ударить его по голове, чтобы тот не впал в грех неисполнения клятвы.

Один человек стал ругать ГIали, сына ХIусейна (да будет ими доволен АЛЛАГЬ), его друзья хотели избить его, но он остановил их и сказал: "У меня еще больше недостатков, которых ты не знаешь, могу ли я чем-либо помочь тебе?" Этого человека охватил великий стыд, и он отдал ему I000 дирхамов и воскликнул: "Поистине и свидетельствую, что ты из потомков Пророка (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует)".

Одна иудейка, дом которой находился на дороге, по которой шел Пророк (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) на намаз, бросала Ему на голову мусор и Он ничего не говорил, так продолжалось несколько дней. Однажды она не бросила мусор, и Пророк (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует), подумав, что, может быть, Его асхабы наказали ее, пошел ее навестить, оказывается, она была тяжело больна и даже за лекарством было некого послать. Увидев, что Он идет к ней, она сначала заплакала, подумав, что идет ее наказание. Узнан же, что идет ее навестить, заплакала от стыда, больше того, МухIаммад (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) отправил ей лекаря и достал нужные лекарства. Пораженная этой вселенской кротостью и в знак прошения эта иудейка приняла Ислам.

Напоследок несколько примеров хильму наших шейхов для бараката, Однажды Хасана Афанди обокрали. Вор унес буквально все, что было. Мухаммад-Ариф пошел по следам, хотя стало ясно, что это сделал свирепый разбойник, известный своей силой и коварством. 2-3 дня шел он по пятам, наконец, на хуторе близ селения Ратлуб (ныне Шамильский район) вор стал поджидать его в засаде, намереваясь убить его, неожиданно напал с огромным кинжалом. Для других действий времени не было, Мухаммад-Ариф наклонился и, схватив его ногу, быстро поднял его и удар пришелся по ноге, которую рассек пополам. Мухаммад Ариф вместо того, чтобы взять упавший кинжал и наброситься на вора разорвал свое .нижнее белье, перевязал его ногу и на себе потащил до селения Ратлуб.

У шейха Мухаммада Саадухаджи однажды, но доносу, сделали дома обыск, и он, когда узнал виновника этого дела, отыскал возможность и помог этому человеку.

Однажды у его кунака умер брат, но так как он находился в Буйнакске, то не смог пойти на соболезнование, но через некоторое время Мухаммаду Саадухаджи пришлось пойти к нему в сел. Заиб (Хунзахского района) за одной книгой. Тот начал его ругать, сказав, что он не пришел на соболезнование брата и т.д., на что он спокойно ответил: "Если бы ты знал все мои недостатки, ты бы меня по этой дороге не пускал бы в Буйнакск (через Заиб идет дорога на Буйнакск)". Хасан Афанди говорил детям: "Если вас кто-либо ударит и вы ответите ему, вы не мои дети".

У шейха Хамзат Афанди не кто совершенно без причины в одну ночь убил двоих сыновей и тяжело ранил третьего сына, и когда люди-убийцы пришли к нему для маслиата (примирение), он поругал их, сказан, что стоило ли из-за этого беспокоить стольких людей. И он простил этому человеку.

Посмотрите же, как эти шейхи походят на Пророка (да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) и его Асхабов в самом трудном - в кротости, прошении, хильму. Как будто их перенесли с того времени в наше.

Ведь чтобы походить на них, мало делать гIибадат, это многим под силу, а походить чертами характера - это под силу только избранным. В наше время, когда грубость, крутость и прочие атрибуты дикого капитализма пришли в моду, может, разговоры о хильму кому-то покажутся удивительными. Правда, сейчас пришло такое время, когда грубая сила и деньги правят бал, а ум и хорошие черты стали почти пережитками. Но мы должны знать, мерилом является не то, как воспримут мнение окружающие, а то, как воспримет то или иное действие АЛЛАГЬ, что будет завтра на Суде, хорошо или плохо, это потянет и Ад на вечные муки или в Рай на печные блаженства. Все было бы очень просто, если наша жизнь кончалась бы после смерти в этом бренном мире, но, увы, тогда-то и начинается основное действо. И оно зависит от того, как мы подготовимся к этому.

Да осветит АЛЛАГЬ наши сердца Иманом и прибавит нам хильму.

 

Hosted by uCoz