СУФИЗМ
Доктор АхIмад
Альваш говорит: "Часто интересуются
многие, и спрашивают об отсутствии понятия
суфизма на заре Ислама, и о появлении его
после эпохи сподвижников и табиинов: ответ
на этот вопрос. Не было никакой нужды,
потребности в суфизме при Пророке (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует),
потому что этот век является веком особой
богобоязненности,
полного
обращения к АЛЛАГЬУ, веком
непосредственного влияния почтенной
личности Пророка (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
Сподвижники,
буквально соревновались в подражании,
следовании Пророку. И не было никакой нужды
в той науке, которая будет призывать их к
тому, что они делают, чем они заняты. Подобно
тому, как красноречивый араб в состоянии
сочинять стихи на своем языке, не нуждаясь
при этом в изучении правила грамматики.
Также человек не нуждается в изучении этой
науки в отличии от того, кто не знает
арабского языка, для составления
сложных текстов и т.д. Этот буквально обязан
выучить правила грамматики арабского языка.
И поэтому эта наука арабского языка стала
для мусульман не арабов "фарзукифаятом".
Асхабы и табиины хоть не назывались суфиями,
они являлись ими на самом
деле.
Под
суфизмом не подразумевается ничего иное,
кроме посвящения своей жизни Творцу
и полного душевного отшельничества, и
полной покорности Всевышнему. При этом, обращая всю
свою душу, сердце и тело к АЛЛАГЬУ, а также
постижения того духовного совершенства,
которого постигли Сподвижники Пророка и их
последователи (табигIины), высшего уровня
совершенства. Ведь они не довольствовались
признанием всех столпов веры и соблюдением
фарзов Ислама. Они связали свои притязания
с полным ощущением слабости его постижения.
К выполнению фарзов они прибавили все, что
пожелал и выполнял Пророк (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует), т.е.
совершенное следование Сунне, а также
отдалением от нежелательного (Макругьа),
говоря уже о запретном. И благодаря этому
они достигли озарения разума, и их сердца
стали источниками мудрости. И божественные
Знамения стали явными на них. Таковыми были
последователи Пророка в трех поколениях
после него: сахIабы, тибигIины и табигIитабигIины
(последователи табигIинов). Эти убеждения
считаются самыми сильными с начала
пророчества МухIаммада (да благословит Его АЛЛАГЬ и
приветствует). Этому свидетельствует
следующий хIадис: "Лучшие из поколений,
это мое поколение, потом следующее и
следующее".
По
прошествии времен, когда в географию Ислама
вошли многие народы и расы, круг науки
расширился, стали возникать новые и новые
направления. К примеру, наука НахIви.
Фикъгьи, ТафхIид, наука о хадисах. И
возникновение каждой из них было велением
времени. То былое духовное совершенство
стало понемногу слабеть. Люди стали
забывать о необходимости покорности
АЛЛАГЬУ телом и душой, что стало причиной
побуждения людей, сохранивших духовное
совершенство, создать науку Суфизма. Это
было необходимостью религии в то время и
восполнением, утрачиваемой духовной
стороны Ислама.
История
возникновения Суфизма согласно
ветве имама Хафиза МухIамад Сидыкъ
Алыьимария (р). Его спросили: "Кто же
первым положил фундамент Суфизму?" На что
тот ответил: "Тот кто первым основал
Тарикат это небесное откровение, т.к. без
всякого сомнения Тарикат – это
ИхIсан, который является одним из трех
столпов религии, которые совместно
составляют совершенство нашей религии,
согласно известного хадиса:
К
Пророку (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует)
пришел Жабраил (Мир Ему), с тем чтобы
передать нам нашу религию, а религия это
Иман, Ислам и ИхIсан".
Ислам - это
покорность, повиновение и поклонение. Иман -
вера, свет и убеждение. ИхIсан - это степень
мушагьада, это значит, чтоб ты поклонялся АЛЛАГЬУ, как будто ты его видишь, а если даже ты
его не видишь, то он видит тебя без сомнения.
А кто потерял эту часть религии, тот лишился
одного из его опор. Конечная цель Тарикъата
и к чему он призывает, это степень ИхIсана,
через совершенство в Имане и Исламе.
Ибну
Хальдун сказал в предисловии своих трудов:
"Суфизм - это одна из Шариатских наук,
возникших после Пророка (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует). И
его основой является возрождение пути
прежних из наш Уммы, таких как СахIабы, ТабигIины
и их последователи. И его стержнем является
упорство в стремлении поклонения,
обращенность к АЛЛАГЬУ и оторванность от
мирских соблазнов, и отшельничество от
всего к чему стремятся большинство; власти,
богатства, наслаждения. Также к нему
относится уединение в поклонении. Все это
было распространенным среди сподвижников и
салафинов. При появлении привязанности к
мирскому, начиная со второго поколения,
когда люди начали стремиться к земным
удовольствиям, выявились люди,
отделившиеся для поклонения АЛЛАГЬУ под
названием Суфиев.
Абу
Абдуллагь МухIаммад Сиддыкъ Алыъимари
сказал: ''Сказанное ибнуХальдуном об
истории возникновения Суфизма
подчеркивает то, что упомянул Киндий,
бывший современником четвертого века по
Хиджре. Этот историк писал о событиях
второго столетия по Хиджре, что "В
Александрии появилась группа людей,
называющих себя Суфиями, повелевающие
добром и предостерегающие от запретов".
Это же подчеркивает МасгIуди в книге "Мурруж
а ззагьаб", рассказывая о ЯхIье ибну
Аксаме "Как то раз, когда он сидел, к нему
вошел стражник с возгласом "О повелитель
правоверных, к вам просится человек в белой
потрепанной одежде со своими претензиями".
Он понял, что это один из Суфиев".
В
книге "Кашфу а ззунун" сказано, что
первым кого назвали Суфием был Абу Гьашим а
суфий, скончавшийся в I50 году Хиджры. Автор
этой книги приводит высказывание Имама
Къушайри: "Вы знайте, что лучшие из
мусульман после Посланника АЛЛАГЬА не
имели другого более лучшего имени чем Асх1абы,
потому что более достойного ничего не было.
Потом люди стали разными и были разные
уровни, и некоторых людей, отличавшихся
особой набожностью стали называть Зугьад и
Г1убад, т.е. отшельники и поклонники. Потом
стали появляться отклонения и люди начали
себя причислять к Зугьадам и Г1убадам, и
тогда же среди Агьлу Сунны выделилась
группа, привязавших свои души с Великим
АЛЛАГЬОМ и сохранившие сердца от
отвлеченностей, под названием Суфии. И
такое имя было распространенным со второго
столетия Хиджры".
Из
всех вышеупомянутых доводов и фактов, нам
становится ясно, что Суфизм не является
нововведением, а берет свою основу из жизни
Пророка (да
благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) и
Его почетных сподвижников.
М-Р.
СААДУЕВ
|