Мухаммад-хафиз эфенди из Тидиба
Мухаммад-хафиз эфенди, сын Ибрагимхалилил Мухаммада, родился в селе Тидиб Шамильского района в 1312 по Хиджре (1895 году по хритстианскому летоисчислению). Его род берет начало от дяди Пророка Аббаса, да благословит их Аллах.
Когда ему было 6 лет, отец научил его чтению Корана и совершению намаза. С тех пор и до достижения им 14-летия, односельчанин и алим Махмуд-хаджи преподавал ему науку Ислама. А в восемнадцатилетнем возрасте он уже знал наизусть весь Священный Коран, и к его имени прибавили почетное звание «хафиз» (т.е. знающий Коран наизусть). В честь этого события его отец провел мавлид, зарезал быка, раздав мясо всем односельчанам, и безвозмездно отдал свое поле в пользу мечети (вакф). По прошествии некоторого времени Мухаммад-хафиз поехал в Гентаб, где продолжил обучение в течение многих лет.
В 1922 году в селе Кахиб Шамильского района состоялся съезд алимов Дагестана, который имел очень большое значение для Ислама. Здесь многие ученые-богословы узнали друг о друге. Мухаммад-хафиз также принял в нем участие вместе со своими односельчанами-алимами.
Хотя изо дня в день становилось все труднее и труднее искать знания Ислама, он тайно ходил учиться к разным алимам. Однажды ночью вместе с отцом и кунаком Хасана-эфенди Чурилавом он пошел на зиярат в Кахиб к Хасану-Эфенди. Этот Шейх, научив его исполнению Шазалийского вирда, сказал: «Продолжай учение наук Ислама. Ведь, если государственные органы усилят давление на религию, то мы, пожилые люди, не уцелеем, а такие молодые люди, как ты, должны остаться после нас, и вы останетесь, инша Аллах».
Мухаммад-хафиз сумел достать книги известного ученого Ибрагима-хаджи из Урада, который был шерифом города Мекки в течение семи лет. Из этих книг он почерпнул для себя много полезного.
В 1928 году его, как религиозного деятеля, посадили в тюрьму, где в течение восьми месяцев заключения он читал Коран размером в спичечную коробку, который ему удалось тайно пронести в камеру. По истечении восьми месяцев его выпустили из тюрьмы, взяв с него слово, что он не будет открыто заниматься религиозной деятельностью.
Мухаммад-Хафиз часто посещал маджлисы (собрания), где присутствовали устазы тариката Мухаммад-Ариф, Гитинамухаммад из Асаба, Хусенил Мухаммад из Уриба, Саадухаджиясул Мухаммад, Хамза-эфенди из Тлаха, Абдурразакил Мухаммад из Кегери и другие.
Однажды Мухаммад-хафиз эфенди вместе с Хасаном-эфенди и его сыном Мухаммад-Арифом посетили Сайфуллу-кади в Хунзахе. Хасан-эфенди тогда сказал им: «Сайфулла-кади — великий кутбу для дагестанцев, пожмите его руку для баракята».
Иджаза (разрешение) Накшбандийского и Шазалийского тариката ему дал Хамза-эфенди из Тлеха в 1973 году. Однако он скрывал это, пока Хамза-эфенди был жив.
Это был очень добрый и мягкосердечный человек. Некоторые люди упрекали его в том, что он дает вирд людям, совершавшим в своей жизни много недостойных мусульманина поступков. Он отвечал на это: «К доктору приходят только больные, нуждающиеся в помощи люди, и доктор обязан вылечить их, так как он дал клятву. Точно так же и я не имею права отказать людям, желающим встать на Истинный путь Всевышнего Аллаха».
В то время, когда Духовное Управление находилось еще в Шуре (ныне Буйнакск), Мухаммад-Хафиз поддерживал с ним тесную связь. Оттуда он получал много писем с вопросами и просьбами ответить на них. Вместе с ученым из Урада Абдуллой он перевел с арабского на аварский язык книгу «Сильк уль-айн».
Последние три года своей жизни он был тяжело болен. Находясь в постели, Шейх сетовал на то, что раньше за три-семь дней, читая в молитвах, он заканчивал весь Коран, но теперь у него это не получается. Несмотря на свою слабость, Мухаммад-Хафиз рассказывал интересные и поучительные истории об исламской науке и Священном Коране.
Ученый-алим Ибрагимхалилил Мухаммад-хафиз эфенди, да смилостивится над ним Аллах, ушел из этого мира 25 ноября 1985 года (12-го числа в понедельник месяца Рабиуль-аууаль). Пусть Всевышний сделает нас наследниками его баракята и шафаата, и пусть смилуется над ним и над нами Аллах! Аминь!