Мухаммад Захид Ас–Самарканди
Он был образцом среди богобоязненных, чистых и святых авлия и захидов (те, кто воздерживается от чрезмерных мирских удовольствий). Мухаммад Захид Ас–Самарканди был сподвижником Шейха Убайдуллы Ахрари, хранителем его тайн, киблой его проповедей и наследником его знаний. Шейх Мухаммад Аль-Кади, да будет доволен им Аллах, написал книгу о достоинствах и похвальных качествах своего Шейха и назвал свое произведение «Силсилат уль-арифин уа тазкирату ас-сиддикин» («Цепь имен арифов и воспоминаний о праведных мужах»). В ней он пишет: «Я возложил на себя обет служить Шейху Убайдулле Ахрари в 895 году и имел честь быть в услужении у Шейха в течение 12 лет, слава Аллаху за это! Причиной моего знакомства с Шейхом стало следующее обстоятельство. Я покинул свой дом и отправился в путь вместе с одним человеком, ищущим знания, по имени Шейх Ниаматулла из Самарканда. Мы направлялись в Герат в поисках знаний. Когда мы дошли до деревни Шадаман, то остановились в ней на несколько дней из-за сильной жары. И вот, когда мы находились там, явился наш сейид Убайдулла, да будет Аллах доволен им, во время послеобеденной молитвы «салят уль-аср».
Он спросил меня: «Откуда ты?» Я ответил, что из Самарканда. Тогда он повел с нами очень приятную беседу. В ходе разговора он стал понемногу упоминать все то, что я утаил от него, и даже сообщил мне о причине моей поездки в Герат. Когда я обнаружил все это, мое сердце накрепко привязалось к нему. Затем он сказал мне: «Если твое желание - поиск знаний, то оно легко осуществимо и здесь». Тогда я полностью убедился, что нет ни одной моей мысли, которую бы он не прочитал.
Тем не менее, из моего сердца еще не выветрилось желание продолжить поездку в Герат. И видя это, Шейх спросил меня: «Скажи мне прямо, твое желание учиться в Герате продиктовано стремлением получить обычные знания или изучить суфийский тарикат». Я изумился величию его знания и не проронил ни слова. Ему ответил мой спутник: «Его одолевает желание усвоить суфийский тарикат. Поиски обычных знаний он сделал просто прикрытием». Шейх улыбнулся и сказал: «Если это так, то такое поведение гораздо лучше и похвальнее». Затем он отвел меня в сторону.
С того момента, как он взял мою руку, я потерял память. Когда я очнулся, он вновь начал беседовать со мной, пусть будет Аллах доволен им! Он сказал: «Наверное, ты сможешь прочитать мое письмо». Он вынул из своего кармана листок, прочел его, сложил, протянул мне и сказал: «Заучи написанное, и если в нем содержится истина ибадата (поклонения), то смиренность, богобоязненность и покорность возникнут в сердце сына Адама от созерцания величия Всевышнего Аллаха. Это счастье зависит от любви к Всевышнему Богу, а любовь, в свою очередь, зиждется на следовании жизненному пути и делам Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует самыми совершенными и лучшими благословениями и приветствиями, а правильное и верное следование Посланнику Аллаха зависит от истинного знания его учения. Поэтому, о суфий, обязательно будь вместе с учеными, учись у них, ведь они - хранители и наследники знаний религии! Получай от них полезные знания, пока не сподобишься божественным знаниям. Достичь их можно при условии следования во всем Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и отказу от общения с плохими учеными, которые избрали религию средством присвоения мирских благ. Избегай тех, кто лишь хочет достижения высоких чинов и притворно изображает из себя суфиев, потребляя в пищу все, что найдется, из запретного и дозволенного, тех, кто отказывается внимать взглядам, мнениям и вопросам суфиев и противоречит учению и устоям правоверных мусульман по проблемам теологии и суфизма. Вот и все». Затем он вернулся в собрание, прочел суру «Аль-Фатиха» и разрешил мне отправиться в Герат.
Я отправился в путь, как он мне велел, в Бухару. Я не сделал и нескольких шагов, как он послал мне вслед книгу для Шейха Каляна-хазрата, потомка великого имама и мауляны Саадутдина Аль-Кашгари, да будут святы их могилы. В той книге была сделана запись: «На тебя возлагается обязанность следить, заботиться о состоянии обладателя этой книги и беречь его от сует мира». Когда я увидел такое его отношение ко мне, все мое сердце охватили любовь и преданность».
Также Шейх Мухаммад, да будет свята его могила, рассказывал: «Когда Шейх Убайдулла, да будет доволен им Аллах, говорил о божественных истинах, то он не обращал свою речь прямо ко мне. При смерти Шейх Убайдулла сказал: «Пусть каждый из вас выберет или богатство или бедность» собравшимся вокруг него детям, внукам, избранным сподвижникам и просто ученикам. Тогда Шейх Мухаммад, да будет доволен им Аллах, ответил ему: «Мой выбор - твой выбор». «Я выбираю бедность»- были слова Шейха Убайдуллаха. Затем он обернулся к одному из своих братьев и сказал ему: «Отдай ему 4 тысячи шахрухиев, чтобы с помощью этих денег он мог кормить бедняков, которые собираются у него, и находить время для оказания им своих услуг».
У Шейха Мухаммада было много сподвижников, тысячи людей приходили к нему в поисках благословения. Самым лучшим и видным его сподвижником, который воспринял от него тайную благодать этой благородной и славной духовной преемственности, был сын сестры Шейха Мухаммада Убайдулла Ахрари.