Сайфулла-кади

 

Сайфулла-кади Башларов - крупный ученый, общественный, политический и религиозный деятель Дагестана и России второй половины XIX и начала XX века. Он - муршид тарикатов Накшбандийя, Шазалийя, Кадирийя, Шейх мусульман Сибири,  Уйгурии, Туркестана, Башкирии, Татарии, Дагестана и Северного Кавказа. Сайфулла-кади был муфтием Дагестана и Северного Кавказа с 1909 по 1919 годы. Он также является одним из основателей и учредителей Союза (лиги) мусульман (1905 г.) и его сопредседателем.

Сайфулла-кади - активный участник восстаний в Дагестане в 1877 году, за что и был отправлен в ссылку в Саратовскую губернию. В 1913 году Сайфулла-кади возглавил антиписарское восстание в Дагестане, и благодаря его усилиям, кровопролитие было предотвращено. Впрочем, он все равно был сослан, на этот раз, в Казанскую губернию.

После начала первой мировой войны в 1914 году Сайфулла-кади был реабилитирован и вернулся в Дагестан, где и продолжал работать муфтием.

В период смут и революции 1917 года, будучи муфтием Дагестана и Северного Кавказа, Сайфулла-кади одновременно работал заведующим кабинетом духовных дел Военно-революционного правительства Дагестана, членами которого были шесть человек: Махач Дахадаев, Сайфулла-кади, Д. Коркмасов, У. Буйнакский, Сайд Габиев и А. Тахо-Годи.

В годы революции и гражданской войны Сайфулла-кади все свои силы направил на решение проблем и спорных вопросов в Дагестане мирным путем, всеми силами предотвращая кровопролитие. Не раз в этом ему сопутствовал успех. В то время видные политические и религиозные деятели Дагестана при решении сложных, серьезных вопросов, как правило, обращались к Сайфулле-кади, считались с его мнением и советовались с ним. Сайфулла-кади имел огромное влияние на духовенство и народ не только в Дагестане, но и за его пределами. Он пользовался большим авторитетом и уважением.

Сайфулла-кади был крупным ученым, известным лекарем и врачом. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся труды и книги, написанные Сайфуллой-кади по тарикату и медицине на арабском и немецком языках.

Он хорошо владел семнадцатью языками, и на 5-6 языках свободно мог изложить свои мысли. В этом можно убедиться, ознакомившись с биографией Сайфуллы-кади, его жизнью и деятельностью.

Сайфулла-кади Гусейнович Башларов родился в мае 1856  года  в селении Ницовкра Лакского округа (района) Дагестана, в семье алима-арабиста  Гусейна, который был также прекрасным ювелиром-оружейником.

Фамилия Башларов произошла от тюркского слова «юзбаш». Должность «юзбаш» можно сравнить с современной должностью главы администрации села. Юзбаш в селении Ницовкра всегда избирался из рода Сайфуллы-кади. Поэтому односельчане называли их «Башилавкул». 

Дядя Сайфуллы-кади Газа всю жизнь был юзбаши селения Ницовкра, дядя Абдулла стал известным лекарем, а остальные стали ювелирами-оружейниками. В роду Башларовых было много ученых-арабистов, лекарей, ювелиров. Например, отец Сайфуллы-кади Гусейн считался одним из лучших ювелиров-оружейников села. Он был грамотным и образованным человеком. После окончания школы при мечети в родном селении Ницовкра он продолжил учебу в Согратлинском медресе.

В то время Согратлинское медресе, где учился и Сайфулла-кади, славилось как крупное и престижное учебное заведение не только в Дагестане, но и за его пределами, куда приезжали учиться мута’алимы (ученики) со всей страны. Великий Шейх Мухаммад-эфенди Ярагский тоже учился в Согратлинском медресе. Закончили его и пятеро братьев Гусейна Башларова: Абдулла, Газа, Исалав, Алихаджи и Ибайду.

В период борьбы горцев под руководством Имама Шамиля Абдулла стал мухаджиром и ушел с женой и дочерью к Шамилю. Шамиль принял Абдуллу с радушием и большим уважением. Следует отметить, что Абдулла был знаком с Шамилем задолго до этого. Почти до конца войны он был лекарем в войске Шамиля и пользовался большим уважением и известностью.

Вместе с отцом Сайфуллы-кади и его братьями в Согратлинском медресе учились такие мута’алимы, которые впоследствии стали выдающимися религиозными и политическими деятелями Дагестана и всего мусульманского мира. Среди них Абдуррахман-хаджи Сугури, Кудияв Гасан Кудалинский, великий Шейх Джамалуддин Казикумухский, Шейх Кун-Омахан хаджи из рода Качаевых (философ и поэт), Махмуд-кади из рода Рашкуевых, Зайди Курклинский, Дибир-Магомед из Убра, потомок знаменитого лекаря, Шейха Магомеда Убринского, который, в свое время, также окончил Согратлинское медресе, Гусейн-Кади Уручлинский, у которого два с половиной года учился, изучая Шариат и арабский язык, выдающийся   политический и религиозный деятель Дагестана Алихаджи Акушинский, Кун-Шуай из Ницовкра, потомок Ибрагима-хаджи Ницовкринского из рода Шуаевых, который также, в свое время, окончил Согратлинское медресе. Кстати, знаменитый Шейх Ибрагим-хаджи Ницовкринский семь раз пешком совершил Хадж, 20 лет жил в Мекке и восемь с половиной лет работал имамом большой Мекканской мечети и похоронен там же на Мекканском кладбище.

Таково было окружение отца Сайфуллы-кади Гусейна и его братьев.

 

Hosted by uCoz