Хабибулла
Хабибулла ибн Лутфулла родился в 1113 году. Он был из рода Али, да будет доволен им Аллах. С раннего детства Хабибуллу воспитывал и обучал отец, и к 18 годам он овладел глубинами исламских наук. Его предки были знаменитыми людьми, к слову которых прислушивались амиры и цари. Его отец не был из страждующих мирское, и все свои силы он отдавал на обучение наукам своего сына. Наряду с обучением исламским наукам, Хабибулла обучался военному искусству, стрельбе из лука, сабельному бою и проч. Отец говорил ему: «Обучись этим наукам, чтобы не быть зависимым от других».
Хабибулла вырос очень талантливым, способным и храбрым. Он говорил: «Если против меня пойдут сорок воинов с саблями и у меня в руках будет небольшая палка, то ни один из них не сможет нанести мне удар с саблей».
Им овладела настоящая любовь к своему Шейху Нурмухаммаду. Он видел в Нурмухаммаде пример совершенного человека, во всем следующего Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды, когда он посмотрел в зеркало, вместо себя увидел облик своего Шейха. Доведя его до совершенства, Нурмухаммад дал ему разрешение на наставление людей и надел на него халат устаза.
После смерти своего устаза Хабибулла Мирза Джанан посещал его могилу и от него получал фаиз. Так прошло около семи лет. После этого он увидел своего Нурмухаммада во сне, который сказал ему: «Нет предела караматам Всевышнего. Ты перестань ходить на могилу для получения фаиза, и иди к живому муршиду для того, чтобы приблизиться ко Всевышнему Аллаху». После этого Хабибулла пошел к устазу устазов - Шейху Мухаммаду Абиду, был в его воспитании в течение восьми лет. В итоге Шейх Абид дал ему разрешение для обучения людей кадирийскому, сахравардийскому и жушти тарикатам. Со всех сторон начали стекаться мюриды к Хабибулле Мирзе Джанани.
Своих мюридов он обучал точному следованию Шариату, тренировке тела, соблюдению чистоты во всем, пренебрежению к мирским благам. Хабибулла избрал для себя воздержанность и отдал предпочтение бедности перед богатством. Он не принимал дары богатых людей, - а лишь скромные подарки от своих чистых мюридов.
Шейх Хабибулла очень часто говорил, что мюрид обязан быть усердным в исполнении зикра-салавата в предусмотренное время и не должен упускать их. Муракаба очищают батин (скрытое), зикр очищает тело. Усердие в исполнении салавата Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, преумножает таваджух, исполнение намазов Сунны усиливает сияние. Зикр, исполняемый в забытьи, без удержания в сердце его смысла, приносит мало пользы.
Хабибулла очень любил муршидов, особенно Имама Раббани. Он говорил: «Я не нашел ничего более полезного, чем любовь к устазам». Совершенства в тарикате достигается человеком с большой любовью. Эту любовь Аллах бесплатно дает рабу, которого он возлюбил. Усердие в исполнении зикра является столпом тариката. Только зикр открывает сердечное видение. Целью тренировки тела в служении является отход от плохих деяний, черт характера и совершение вместо них благих, похвальных деяний, согласно хадису Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я послан Всевышним к вам для облагораживания ваших нравов».
Шейх Хабибулла обладал многими караматами, о нем известно огромное количество удивительных историй. Абдулла Дахляви собрал его караматы и издал отдельную книгу на персидском языке.
Однажды он с товарищем вышел в путь, и у них не было еды на обед. Они остановились в одном месте для передышки, и перед ними появилась разнообразная еда неизвестно откуда. В другой раз прошел сильный ливень, подул холодный ветер и они начали мерзнуть. Хабибулла прочитал ду’а: «О, Аллах! Ты не проливай на нас дождь, а проливай вокруг». В ответ на его ду’а, ливень перестал. А как-то один из его соседей сильно болел, и казалось, что он находится при смерти. Тогда Шейх сделал попросил: «О, Аллах! Дай здоровье моему соседу, ибо он очень мне нужен». После этого сосед встал, будто и вовсе не болел.
Таких караматов у авлия Аллаха бывает много, и их нельзя отрицать. Впрочем, караматы и знание тайного для них не является обязательным. Их обязанностью является истикамат, т.е. сохранение, убережение во всем шариатских норм, праведное поведение. Шейх Хабибулла Джанан очень сильно тянулся к Аллаху, был сильно влюблен в Него. Он отошел от мирского, а мысли его были связаны только со смертью и потусторонним миром.
Один из его мюридов Мулла-насим как-то попросил у него разрешение на путешествие. Хабибулла тогда сказал: «Возможно, мы больше не увидимся» - и оба они прослезились. Он написал своему халифу Мулле Абдурразаку: «Я перешел восьмидесятилетний рубеж, мой конец приблизился, сделай мне хорошее ду’а». Таким образом, перед смертью он распрощался со многими мюридами.
Однажды при большом сборе мюридов, благодаря Аллаха за те блага, которые Он дал, Хабибулла сказал: «Всевышний Аллах возвеличил меня истинным Исламом. Аллах дал мне часть своей науки, одарил прямотой в служении, следованием науки (Шариату), связал мое имя с «золотой цепью» Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует, возвеличил меня, дав караматы. Многих Шейхов он возвеличил, дав смерть Шахидов. Я же беспомощный слабый раб, не имею сил выйти на газават. Я очень удивляюсь людям, которые не любят смерть. Смерть дает встречу со Всевышним Аллахом, дает возможность совершить зиярат к Пророку, да благословит Его Аллах и приветствует, встретиться с ним, с авлия, быть с ними. У меня очень сильна тяга к этим большим авлия». Аллах ответил на его мольбу.
В среду седьмого числа месяца Мухаррам 1195 года к нему пришли трое. Он повелел, чтобы их впустили. Это были люди, исповедовавшие зароостризм. Один из них спросил: «Ты Мирза Джанан?» Шейх ответил: «Да». Другой вытащил кинжал и ударил его ниже сердца. На третий день в обеденное время, как и Шейх Накшбанди, он, подняв руки, прочитал Суру «Аль-Фатиха», и в ночь Ашура покинул этот бренный мир.