Мухаммад-хаджи
Мухаммад родился в I909 году в селе Ахалчи в семье знаменитого алима Хаджи. Еще до его рождения у родителей было намерение, что, если родится сын, то они сделают из него алима. Его мать Салихат начала воспитывать сына еще в утробе. После рождения она кормила его грудью, а в последующем готовила еду, только находясь в омовении.
Будучи еще маленьким, он стремился быть похожим на отца, подражая ему. Наверное, поэтому Всевышний наставил его на путь Истины. Когда ему было шесть лет, он пошел учиться Корану к односельчанину по имени Хаджиясул Мухума. Позже Хаджиясул Мухума говорил, что у Мухаммада было огромное желание учиться, и что из него получится великий человек. Он обладал очень хорошей памятью, и даже тогда, когда сверстники играли, он, не обращая на них внимания, читал Коран.
Сначала арабскому языку, а потом и наукам по хадису он обучался у своего дяди. Потом продолжил обучение в селе Мущули у Мухаммада дибира из Обода. Затем - в Мехельте, одновременно работая пекарем. Далее он отправился учиться к Мухаммадали из Унцукуля.
В то время в селе Ахалчи находилось медресе, известное во всем Аваристане. В медресе преподавали большие алимы, такие как, Большой Хаджи, Мухаммад Тагир и т.д. Всех обучающихся они обеспечивали питанием. В этом медресе Хажиясул Мухаммад также изучал основы арабского языка. Из всех обучавшихся вместе с ним, алимом стал он один.
Он сам рассказывал о тех больших трудностях, которые встречались в начале учебы из-за непонимания преподаваемых предметов. «В медресе приходил молодой человек – Хаджи из Обода, который очень хорошо понимал науки и разбирался в них. Из книги «Унумуджаз» он читал один урок и разъяснял его досконально, и мне открылась наука»- говорил Мухаммад-хаджи.
Хаджиясул Мухаммад никогда не сидел с молодежью на улице, впустую тратя время. Вместо этого он занимался изучением наук. Он постоянно что-то читал или писал, и очень мало спал. Мухаммад обычно стелил на болконе одеяло, раскладывал перед собой книги и обо всем остальном забывал.
Однажды утром его мать, расстелив на крыше для сушки траву, оставив Мухаммада, ушла на работу в поле. После обеда пошел дождь, и когда она вернулась домой, нашла, что сено не убрано. Тогда она подошла и стала говорить с ним. От увлечения книгами он даже не заметил, что пошел дождь. Усердствуя в изучении наук, он забывал все мирское. Только в 38-летнем возрасте он женился.
Хаджиясул-Мухаммад был очень уважаемым человеком. Он обладал большими способностями в убеждении людей, в укреплении веры в их сердцах благодаря науке, которой обладал. В селении Инхо, гостем Хаджиясул Мухаммада бывал Мухаммаднуров Мухаммад – зять Абдульхамида эфенди из Инхо. Когда Хаджиясул Мухаммад находился в Унцукуле, вокруг него собиралось много молодежи. Вместе с ним джама’ат-намаз исполняли военный комиссар, начальник милиции и другие.
Он часто приезжал в село Тидиб к Ибрагимхалилил Мухаммаду, в Уриб к Хусенил Мухаммаду, в Тлах к Хамзе-эфенди. Много времени он проводил вместе с Абдульхамидом-эфенди из Инхо. Сколько бы они ни встречались, они говорили лишь о поездке в Мекку и Медину. Они очень стремились и тяготели к Арабистану – родине Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В те времена, хотя они и знали, что их не пустят в святые места, они говорили о Хадже.
В своей жизни Мухаммад-Хаджи был очень скромным и простым человеком. Он работал в пекарне селения Арани, ремонтером Хунзахского дорожного участка, многие годы исполнял обязанности имама в селе Ахалчи, вплоть до ухода от нас.
Для того, чтобы, в полной мере, рассказать и оценить степень его ученности, уйдет не одна книга. Он был знаменосцем своего времени в таких науках, как нахви-сарф, фикх, тафсир, хадис и т.д. Даже сегодня алимы подтверждают это. Превосходство Хаджиясул Мухаммада в науках признавали и его учителя Мухаммад Тагир, Хадис, Хаджил Мухаммад и другие. Когда возникал спор по поводу какого-либо вопроса, они приходили к Хаджиясул Мухаммаду. Обучившись еще с детства, он прекрасно владел чистым арабским языком.
Вошел в тарикат Мухаммад-Хаджи, когда повторно прочитал «Ихъя». Обладавший большим научным багажом Хажиясул Мухаммад очень быстро достиг его вершин.
Хаджиясул Мухаммад оставил большое духовное наследие. Свидетельством тому является написанная им книга «Канз уль-Маариф», т.е. «Свет познания». Эту книгу он написал собственноручно. Хаджиясул Мухаммад также собрал три тома «Мактубатов» Хасана-эфенди. В конце третьего тома имеется написанный им на арабском языке назм. Этот назм удивляет даже арабов.
Считают, что самые известные каллиграфы находились в Дагестане. Мухаммад-Хаджи был непревзойденным учителем этого мастерства. Воочию убедиться этим можно, придя на кладбище селения Ахалчи, посмотрев на надписи на могильных плитах. В домах многих дагестанцев также можно увидеть надписи на досках и картины, украшенные именами Всевышнего и Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, выполненные Хаджиясул Мухаммадом.
Хамза-устар из Тлаха одновременно дал разрешение (иджазу) Меселасул Мухаммаду и Хажиясул Мухаммаду. Хотя ему дали иджазу, он не воспользовался ею, а ходил к Меселасул Муаммаду, остаясь его мюридом.
О его науке и поведении Саид-эфенди, да сохранит Аллах его тайны, написал так: «Он был кладезью, содержащей лучшие нравы, а в поступках похож на Пророка (мир ему)».