Абдурразакил Мухаммад
Устаз Накшбандийского и Шазалийското тарикатов сын Маламухаммада Кегери Мухаммад родился в 1909 году в селе Кегер Гунибского района. Отец его Маламухаммад был из рода, берущего свое начало от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Маламухаммад был настоящим муъмином, который обучался у ученых-алимов, любил устазов тариката и следовал их пути. Будущий устаз тариката Мухаммад обучался у Хасана эфенди из Кахиба.
Абдурразакил Мухаммад закончил дорожный техникум в г. Дербенте. По окончании техникума до самой пенсии он работал дорожным мастером в Гунибском и соседних районах. Этот мубарак, выполняя возвеличенную Всевышним Аллахом работу по улучшению дорог, провел всю свою жизнь во времянках, построенных на окраинах дорог, днями и ночами произнося имя Аллаха.
Живший в селе Гоготль Кахибского района Хусейнил Мухаммад из Уриба довел воспитание Мухаммада до совершенства и возвел его в ранг муршида Шазалийскогго тариката.
Это было время, когда представители духовенства преследовались, и всячески запрещалось ведение религиозной деятельности, и тем более исполнение обязанности муршида. Тем не менее, Мухаммад-Эфенди сохранил в глубокой тайне письмо, данное ему в 1977 году Хамзой-эфенди, из Тлаха, с иджаза на обучение мюридов Накшбандийскому тарикату.
В годы советской власти верующие не могли проводить совместные коллективные мероприятия, в особенности, трудно было устазам тарикатов. Мюридам запрещалось посещать их, так же, как и муршидам запрещалось принимать своих учеников. Это хорошо знал Абдурразакил Мухаммад. Несмотря на это, послушать его проповедь, исполнять мавлиды и хатму-ссалят поздними вечерами к нему приходили его друзья Рамазан-хаджи из Гимры, Сурхай из Маъли, Закария из Хвартикуни, Ибрагим-хаджи из Гамцутля, Махалил Рамазан из Урада, Сааду, Султан Мухаммад из Унти, а также множество людей из разных сел. Они старались держать в тайне свои собрания, но это, к сожалению, им не удалось.
В 1980-м году в селе Хиндах было созвано общее собрание джама'ата, где власти осудили деятельность Мухаммада-эфенди. С него взяли слово, что он больше не будет собирать людей для проведения проповедей и т.д. Вернувшись с этого «собрания», и совершив молитву на берегу реки Карал, мубарак Абдурразакил Мухаммад, даже не войдя в свой дом, уехал в Буйнакск. Его жена Фатима, сколько бы он ни просил её остаться дома, тоже поехала вместе с ним.
Вот так, с раненым сердцем, бросив свой дом и родное село, устаз тариката переехал в Буйнакск. Впрочем, братья по вере не бросили его и там. В Кака-Шуре ему построили дом.
Абдурразакил-Мухаммад никогда не прекращал посещение зияратов вместе с алимами, в которых он сумел вселить любовь к Шариату. В книге, состоящей из более чем 700 страниц сказано о зияратах, находящихся не только в Дагестане, но и в Азербайджане, Узбекистане и Астрахани.
Кроме уже упомянутой, этот Шейх написал огромное множество и других работ, посвященных тарикату. В одной из книг, содержащей более 400 страниц, рукой этого мубарака зафиксированы биографии всех ученых-алимов и устазов тариката. Также он первым перевел на аварский язык книгу «Табакаты» Шуайба-эфенди и «Сираджу-ссаадат» Хасана-эфенди. Еще им на аварский язык переведена книга, в которой даны все сведения о величайших достижениях и уровнях тариката.
Мухаммад умер в 1991 году. Он похоронен в Верхнем Казанище, где находятся могилы многих Шейхов и таких устазов, как Сайфуллах-кади, Мухаммад Ариф-эфенди, Ясуб Мухаммад-эфенди. На надгробном памятнике телетлинцы высекли имена его предков.
«Здесь похоронен муршид тариката, один из арифунов и большой алим Абдурразакил Мухаммад из Кегери, да смилостивится над ним Аллах и возвысит его, из рода курейшитов, сына Исмаила, сына Умара, сына Алибека, сына Умара, сына Нала, сына Хаджиибрагима, сына Али, сына Абдурразака Маламухаммада сын Мухаммад, да простит Всевышний их грехи. Аминь!» – написано на надгробной плите Абдурразакила Мухаммада.
Пусть сделает Аллах нас наследниками баракята наших Шейхов!