Абдульхамид-эфенди
Абдульхамид-эфенди ибн Юсуф - Шейх Накшбандийского тариката, родился в 1888 году (1310 по Хиджре) в селении В. Инхо Гумбетовского района в семье бедняка из так называемого «Арабского» тухума. Он был из потомков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абдулхамид-эфенди имел глубокие знания шариатских и тарикатских (суфийских) наук.
С малых лет он начал постигать науки у старшего брата Абдульхакима и имама села Юнуса. Абдульхаким работал имамом в селениях Муцалаул и Эндирейаул, был большим ученым-богословом.
В те времена в Эндирее функционировало семь мечетей. В селении был устоновлен такой порядок, когда все семь имамов по очереди проводили пятничный Джума-намаз. Однажды в пятницу 13-летний Абдульхамид, вместо отсутствующего брата, после азана встал и провел пятничную проповедь (хутбу). По ее окончании он сразу пошел к месту имама для джумаа-намаза. Когда джама’ат спросил, почему он стал имамом, Абдульхамид спокойно, не теряясь, указал место в книге, где сказано, что совершение хутбы и намаза одним лицом предпочтительнее перед Аллахом.
Его друг детства Хазами из Арадериха (Гумбетовский район) рассказывал: «Среди сверстников по дисциплине и порядку равных ему не было. Он отличался спокойствием, степенностью и серьезностью зрелого мужчины. Он никогда не играл, не баловался».
С детства в нем проявился интерес к тарикату. Юношей Абдульхамид попросился под духовное наставничество Хасана-эфенди из Кахиба (Шамильский район). Обоим спутникам Абдульхамида великий Шейх сказал, что их товарищ - будущий устаз.
До уровня совершенства Абдульхамид поднимался под руководством Хумайда-эфенди из Андыха (Шамильский район). Затем тот отправил его к Хусейнил Мухаммаду из Уриба (Шамильский район) для получения иджазы (право самостоятельного обучения мюридов в тарикате).
Шейх из Уриба поинтересовался, до какого уровня дошел Абдульхамид в тарикате? «До большой ступени» («вилаят уль-кубра»), - ответил экзаменуемый. Хусенил Мухаммад, в свою очередь, посылает его дальше, в Кахиб, к Мухаммаду-Арифу-эфенди (младшему сыну Хасана-эфенди) для утверждения. Получив от Мухаммад-Арифа-эфенди письмо с разрешением, Абдульхамид возвращается в Уриб. Только после подтверждения и утверждения двумя муршидами (устазами), ижаза приносит живший в Гертме (Казбековский район) ученый и большой мюрид Асхаб из Мехельты (Гумбетовский район).
Абдульхамид-эфенди всеми чертами характера походил на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это был милосердный, добросердечный, очень жалостливый и чистый человек. Его супруга Фатима рассказывала: «Он ни разу в жизни не притронулся к тому, что полагалось ему из колхозного имущества, урожая, дохода. Когда мы оставались без пропитания, он посылал меня в горы собирать крапиву».
Не желая приступать к тяжелым обязанностям устаза, Абдульхамид долго просил не возлагать на него эту тяжелую ношу, считая, что он не достоин исполнения этого ответственного поручения. Однако на то была воля Аллаха. Не боясь гонений, притеснений со стороны государства, Абдульхамид-эфенди начал в те опасные времена распространять чистый тарикат в Хунзахе, Хасавюрте, Буйнакске и близлежащих горных районах.
Он был муршидом 21 год. У этого мубарака была ижаза «мутлак», т.е. он имел право принимать мюридов из любой точки планеты. Поэтому у него были мюриды разных национальностей. К Абдулхамиду-эфенди приходили люди даже из Цора (районы Грузии и Азербайджана). Там находится устаз Шазалийского тариката - Абдульгани-эфенди, которому иджазу дал Абдульхамид-эфенди.
Он часто посещал зияраты Шейхов в Астрахани, Бухаре, Закаталах. В Хасавюрте в воскресенье и четверг он проводил хатму-ссалят, и мюриды тайно пешком приходили на хатму-ссалят даже из окружающих селений. Подпольные медресе, в которых учились нынешние большие алимы, существовали благодаря стараниям этого мубарака.
Однажды большой мюрид из Риквани (Ботлихский район) Будай сказал своему устазу Абдульхамиду-эфенди, что хочет привлечь односельчан на путь Накшбандийского тариката. На это он получил ответ: «Призыв к тарикату не является правильным действием. В тарикат люди приходят только по собственному желанию».
В 70-е годы все рассказы, разговоры мубарака были посвящены Хаджу, священной земле. Куда бы он ни смотрел, о чем бы он ни говорил, он всегда видел перед собой Аль-Каабу. То было время, когда он находился на уровне (макам) «кааба хакиката».
Однажды из райцентра и из Махачкалы к Абдульхамиду-эфенди явились вездесущие работники КГБ. Не дожидаясь их расспросов, мубарак сразу спросил: «Кто из вас самый главный?». Один из них представился. «Не можешь ли хотя бы ты отправить меня в Хадж?». Получив ответ «Не могу», Абдульхамид-эфенди удивился: «Какой же ты тогда представитель власти, если не можешь одного меня отправить в Хадж?». Опешившие от такого напора визитеры всемогущего тогда КГБ, поняв, что разговаривать со старцем бесполезно, ушли.
Вот так, влюбленным в Пророка, мир ему и благословение, созерцающим Каабу, жаждущим встречи с Создателем, покинул этот бренный мир большой Шейх тариката, свет Ислама Абдульхамид-эфенди. Это случилось в 1977 году. Его зиярат находится в селе В. Инхо Гумбетовского района.