Абу Язид Бастами

 

Абу Язид Бастами Тайфур бин Иса бин Сарушан родился в 188 году в местности под названием Бастан. Его дедушка Сарушан бывший огнепоклонником, впоследствии принял Ислам. У Абу Язида было два брата по имени Адам и Али, все они были глубоко верующими людьми, оставившими мирское ради служения Всевышнему.

В детстве Абу Язид вместе с другими мальчиками часто играл у порога мечети. Когда Шакик Уль-Балхи читал проповедь в мечети, он часто слушал, стоя у двери. Увидев его,  Шакик сказал: «Из этого мальчика вырастет очень большой человек».

Абу Язид получил духовное воспитание от души Джафара Ас-Садика. Людей, получивших инициацию таким образом, называют тарикатским термином «увайси».

Шейх Уль-Акбар Мухиддин Аль-Араби рассказывал: «Один из тарикатских мюридов пришел к Абу Язиду и сказал: «Я выпил напиток, и после этого я больше никогда не чувствовал жажды». Абу Язид заметил: «Настоящий мюрид тот, чей язык вываливается от сильной жажды, даже если он выпил целое море». Он имел в виду любовь к Аллаху, так как невозможно быть до конца довольным своей степенью любви ко Всевышнему.

Абу-Язид обладал очень глубоким пониманием науки. Его речь отличалась краткостью и исключительно глубоким смыслом. Однажды Абу Язид увидел Всевышнего Аллаха во сне и спросил: «Как мне приблизиться к Тебе?» Аллах ответил: «Ты оставь свой нафс, не люби возвеличивание, будь для  себя  самым недостойным. Если ты будешь вести себя так, то ты постигнешь Меня и приблизишься ко Мне».

Абу Язид говорил: «Мой тарикат – это путь, следуя по которому, можно очень легко постичь Аллаха. Когда мюриды других тарикатов будут идти к Аллаху днем и ночью, не останавливаясь, мюриды моего тариката, ночью будут спать, а,  вставая утром, будут к Аллаху ближе». Смысл сказанного заключается в том, что мюриды других тарикатов вынуждены тренировать тело. Накшбандийский же тарикат сразу связывает сердце с Аллахом. В Накшбандийском тарикате в начале происходит джазбат (связь сердца с Аллахом), а затем сулук (тренировка тела). В других же тарикатах, наоборот, сначала сулук и только потом  джазбат.

Как-то Абу Язида спросили: «Абу Язид, ты постоянно находишься в служении Аллаху. Кто же тебя кормит?» Абу Язид ответил: «Мой Повелитель дает ризк даже собаке и свинье, как же он не даст ризк Абу Язиду?»

Однажды он совершал намаз за имамом. По окончании намаза имам спросил его: «Абу Язид, кто же тебя содержит?» «Немного подожди, пока я обновлю намаз» - ответил Абу Язид. Позже он пояснил: «За тем, кто не знает Раззака, т.е. то, что пропитание дает Аллах, нельзя совершать намаз».

Абу Язид также говорил: «Алим - это не тот, кто прочитал книги и вызубрил их наизусть. Ведь если он забудет выученное, то окажется невеждой. Алимом является тот, кто получил знание от Аллаха,  без дачи уроков и зубрежки. Это алим Раббани. Те же, кто получил знания по книгам или от предков, а те, в свою очередь, от своих предков, отдаляются от источника знаний. Авлия же знания наук получают от Аллаха, как благо с Его стороны, в соответствии со временем, в котором находятся».

Когда его спросили: «Как ты познал Аллаха?» Он ответил: «Пустым животом и голым телом. Я призвал свое тело к служению и не делал того, что оно хочет. В течение одного года я не пил холодной воды и не знал удовольствия сна».

Люди спрашивали его: «Когда человек становится спокойным, богобоязненным?» Он же отвечал: «Тогда, когда он забудет о своем нафсе, когда не будет стремиться к достижению какого-бы то ни было положения в обществе или состояния, когда достигнет такого уровня, при котором он поймет, что в народе нет более недостойного, чем он сам. Самыми приближен­ными к Аллаху являются те люди, которые проявляют жалость к народу».   Однажды некто сказал ему: «Ля иляха илляЛлах - ключ от Рая?!». Он заметил: «Ты говоришь правильно, но ключу также необходимы зубцы, как и в замке. Если их зубцы не совпадают, он не откроет замок». Таких же «зубцов» у шахады четыре:

1.           Свободный ото лжи и наговоров язык;

2.           Сердце без коварства и обмана;

3.           Живот, в котором нет харама и сомнительного;

4.           Чистое от страстей и нововведений служение.

 

Абу Язияд говорил: «Этот мир - для многих, а последующая жизнь - для особых людей. Если хочешь быть из особых, то оставь людей,  занятых мирскими делами».

Для мюрида нет болезни тяжелее афлата (состояние, когда раб забывает Создателя). Афлат даже на одно мгновение сильнее огня. Аллах создал людей, проявив Свое могущество, дал им ризк, проявив Свою щедрость, умертвил их, проявив Свою силу. Тот, кого одолели страсти, не в состоянии познать Аллаха. Поэтому Абу Язид говорил: «Нафс смотрит на мир, душа смотрит на ахира, маърифа смотрит на Аллаха». Тот, кого одолел нафс, пропадает; кто одолел душу, становится муджтахидом; кого одолел  маърифат, становится муттакином. Нет ничего полезнее для Ислама, чем возвеличивание брата и уважение к нему, и нет ничего вреднее для религии, чем  унижение его».

Некто попросил Абу Язида: «Научи меня творить добро». Он сказал: «Аль маръу маа ман ахабба» (на авлия смотрит Аллах) - слышал ли ты такой хадис? Если полюбишь их, то Аллах посмотрит и на тебя».

Джунайд Аль-Багдади говорил: «Среди нас Абу Язид похож на Джибриля, находящегося среди ангелов». Абу Язид был из числа вассалинов (постигших Аллаха Всевышнего). Его называли султан уль-арифином. Он же говорил: «Я не нашел ничего лучшего, чем ильм для постижения Аллаха».

Он ушел из этого мира в 261 году по Хиджре или в 875 году по христианскому летоисчислению в возрасте 73 лет. Точно неизвестно, где он похоронен, зияраты находятся во многих местах. Известный нам зиярат находится в местности Бастан недалеко от города Бухары

Hosted by uCoz