Абдульхамид-эфенди

 

Абдульхамид-эфенди ибн Юсуф - Шейх Накшбандийского тариката, родился в 1888 году (1310 по Хиджре) в селении В. Инхо Гумбетовского района в семье бедняка из так называемого «Арабского» тухума. Он был из потомков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абдулхамид-эфенди имел глубокие знания шариатских и тарикатских (суфийских) наук.

С малых лет он начал  постигать науки у старшего брата Абдульхакима и имама села Юнуса. Абдульхаким работал имамом в селениях Муцалаул и Эндирейаул, был большим ученым-богословом.

В те времена в Эндирее функционировало семь мечетей. В селении был устоновлен такой порядок, когда все семь имамов по очереди проводили пятничный Джума-намаз. Однажды в пятницу 13-летний Абдульхамид, вместо отсутствующего брата, после азана встал и провел пятничную проповедь (хутбу). По ее окончании он сразу пошел к месту имама для джумаа-намаза. Когда джама’ат спросил, почему он стал имамом, Абдульхамид спокойно, не теряясь, указал место в книге, где сказано, что совершение хутбы и намаза одним лицом предпочтительнее перед Аллахом.

Его друг детства Хазами из Арадериха (Гумбетовский район) рассказывал: «Среди сверстников по дисциплине и порядку равных ему не было. Он отличался спокойствием, степенностью и серьезностью зрелого мужчины. Он никогда не играл, не баловался».

            С детства в нем проявился интерес к тарикату. Юношей Абдульхамид попросился под духовное наставничество Хасана-эфенди из Кахиба (Шамильский район). Обоим спутникам Абдульхамида великий Шейх сказал, что их товарищ - будущий устаз.

До уровня совершенства Абдульхамид поднимался под руководством Хумайда-эфенди из Андыха (Шамильский район). Затем тот отправил его к Хусейнил Мухаммаду из Уриба (Шамильский район) для получения иджазы (право самостоятельного обучения мюридов в тарикате).

Шейх из Уриба поинтересовался, до какого уровня дошел Абдульхамид в тарикате? «До большой ступени» («вилаят уль-кубра»), - ответил экзаменуемый. Хусенил Мухаммад, в свою  очередь, посылает его дальше, в Кахиб, к Мухаммаду-Арифу-эфенди (младшему сыну Хасана-эфенди) для утверждения. Получив от Мухаммад-Арифа-эфенди письмо с разрешением, Абдульхамид возвращается в Уриб.  Только после подтверждения и утверждения двумя муршидами (устазами), ижаза приносит живший в Гертме (Казбековский район) ученый и большой мюрид Асхаб из Мехельты (Гумбетовский район).

Абдульхамид-эфенди всеми чертами характера походил на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это был милосердный, добросердечный, очень жалостливый и чистый человек. Его супруга Фатима рассказывала: «Он ни разу в жизни не притронулся к тому, что полагалось ему из колхозного имущества, урожая, дохода. Когда мы оставались без пропитания, он посылал меня в горы собирать крапиву».

Не желая приступать к тяжелым обязанностям устаза, Абдульхамид долго просил не возлагать на него эту тяжелую ношу, считая, что он не дос­тоин исполнения этого ответственного поручения. Однако на то была воля Аллаха. Не боясь гонений, притеснений со стороны государства, Абдульхамид-эфенди начал в те опасные времена распространять чистый тарикат в Хунзахе, Хасавюрте, Буйнакске и близлежащих горных районах.

Он был муршидом 21 год. У этого мубарака была ижаза «мутлак», т.е. он имел право принимать мюридов из  любой точки планеты. Поэтому у него были мюриды разных национальностей. К Абдулхамиду-эфенди приходили люди даже из Цора (районы Грузии и Азербайджана). Там находится устаз Шазалийского тариката - Абдульгани-эфенди, которому иджазу дал Абдульхамид-эфенди.

Он часто посещал зияраты Шейхов в Астрахани, Бухаре, Закаталах. В Хасавюрте в воскресенье и четверг он проводил хатму-ссалят, и мюриды тайно пешком приходили на хатму-ссалят даже из окружающих селений. Подпольные медресе, в которых учились нынешние большие алимы, существовали благодаря стараниям этого мубарака.

Однажды большой мюрид из Риквани (Ботлихский район) Будай сказал своему устазу Абдульхамиду-эфенди, что хочет привлечь односельчан на путь Накшбандийского тариката. На это он получил ответ: «Призыв к тарикату не является правильным действием. В тарикат люди приходят только по собственному желанию».

В 70-е годы все рассказы, разговоры  мубарака были посвящены Хаджу, священной земле. Куда бы он ни смотрел, о чем бы он ни говорил, он всегда видел перед собой Аль-Каабу. То было время, когда он находился на уровне (макам) «кааба хакиката».

Однажды из райцентра и из Махачкалы к Абдульхамиду-эфенди явились вездесущие работники КГБ. Не дожидаясь их расспросов, мубарак сразу спросил: «Кто из вас самый главный?». Один из них представился. «Не можешь ли хотя бы ты отправить меня в Хадж?». Получив ответ «Не могу», Абдульхамид-эфенди удивился: «Какой же ты тогда представитель власти, если не можешь одного меня отправить в Хадж?». Опешившие от такого напора визитеры всемогущего тогда КГБ, поняв, что разговаривать со старцем бесполезно, ушли.

Вот так, влюбленным в Пророка, мир ему и благословение, созерцающим Каабу, жаждущим встречи с Создателем, покинул этот бренный мир большой Шейх тариката, свет Ислама Абдульхамид-эфенди. Это случилось в 1977 году. Его зиярат находится в селе В. Инхо Гумбетовского района.

Hosted by uCoz